Проблемная ситуация: В республике введен сбор в
республиканский фонд амортизации. Объект налогообложения - сумма износа по
основным производственным фондам. Соответствует ли действующему
законодательству о налогах и сборах взимание данного сбора на основании
нормативных актов, принятых органами государственной власти республики?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 декабря 2000 г. N 04-05-18/25
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо и сообщает следующее.
Пунктом 5 ст.3 части первой Налогового
кодекса Российской Федерации определено, что ни на кого не может быть возложена
обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи,
обладающие установленными Кодексом признаками налогов или сборов, не
предусмотренные либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
Согласно ст.2
Федерального закона от 31.08.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части
первой Налогового кодекса Российской Федерации" впредь до введения в
действие ст.ст.13, 14 и 15 части первой Кодекса налоги, сборы, пошлины и другие
платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные ст.ст.19, 20 и 21
Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации", не взимаются.
Кроме того,
необходимо учитывать, что Конституционный суд Российской Федерации принял
Постановление от 21.03.1997 N 5-п, в котором признал, что до принятия
Налогового кодекса юридическое содержание конституционного понятия "общие
принципы налогообложения и сборы" определяет Закон Российской Федерации от
27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" (с изменениями и дополнениями, внесенными в него, в том числе и
после вступления в силу действующей
Конституции Российской Федерации), который запрещает
органам государственной власти всех уровней вводить дополнительные налоги и
обязательные отчисления, не предусмотренные данным Законом.
В названном выше Постановлении
Конституционного суда Российской Федерации к общим принципам налогообложения и
сборов отнесено определение исчерпывающего перечня региональных налогов,
которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, и вытекающие из него ограничения по введению
дополнительных налогов и налоговых платежей.
Перечень региональных налогов и сборов,
которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, в соответствии со ст.20 Закона Российской Федерации от
27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
(с изменениями и дополнениями) не предусматривает такой вид сбора, как сбор в
республиканский фонд амортизации.
Учитывая изложенное, по мнению
Департамента, взимание на основании нормативных актов, принятых органами
государственной власти республики, сбора в республиканский фонд амортизации не
соответствует действующему законодательству о налогах и сборах.
Одновременно сообщаем, что признание
нормативного правового акта не соответствующим
законодательству Российской Федерации и недействительным осуществляется в судебном
порядке.
08.12.2000 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.САЛИНА