Проблемная ситуация: 1. Являются ли налоговыми
агентами иностранные организации, не осуществляющие на территории РФ какой-либо
деятельности по извлечению дохода и, следовательно, не образующие на ее
территории постоянного представительства?
2. Каков порядок уплаты в 2001 г. налога
на доходы российскими гражданами, работающими на иностранную организацию,
деятельность которой не приводит к образованию постоянного представительства?
3. Является ли налоговым агентом
постоянное представительство иностранной организации в случае, если:
а) головной офис компании, находящейся за
пределами РФ, осуществляет выплаты физическим лицам за выполнение ими трудовых
обязанностей на территории РФ через свое постоянное представительство;
б) головная организация финансирует
постоянное представительство, а представительство, в свою очередь, начисляет и
выплачивает вознаграждение физическим лицам за выполнение ими трудовых
обязанностей?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 декабря 2000 г. N 04-06-02
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
На настоящий момент понятие
"постоянного представительства" дается в Инструкции Госналогслужбы
России от 16.06.1995 N 34 и в применяющихся на территории России соглашениях об
избежании двойного налогообложения (ст.5), которые
входят в систему права Российской Федерации. В зависимости от страны, с которой
заключено соответствующее соглашение об избежании
двойного налогообложения, понятие "постоянного представительства"
может варьироваться, учитывая специфику и особенности конкретного соглашения.
Соглашения, как правило, содержат также отсылку к нормам внутреннего
законодательства государств - участников соглашения в случае, если тот или иной
термин или понятие не определены (или недостаточно четко определены) самим
соглашением.
Если на основании положений соглашения об
избежании двойного налогообложения и/или положений
Инструкции N 34 деятельность иностранной организации, осуществляемая на территории
России, не рассматривается как приводящая к образованию постоянного
представительства, эта организация не будет выступать в качестве налогового
агента исходя из положений российского налогового законодательства.
Соглашениями устанавливается перечень обстоятельств,
при наличии которых деятельность иностранных организаций не рассматривается
приводящей к постоянному представительству (компетентные органы вправе исходя из смысла соглашения в конкретных случаях определять,
приводит ли та или иная деятельность иностранной организации к образованию
постоянного представительства). Соглашениями, как правило, устанавливается, что
в понятие "постоянного представительства", в частности, не входит:
- использование сооружений исключительно
для целей хранения, демонстрации или поставки товаров или изделий;
- содержание запасов товаров или изделий
для вышеназванных целей или с целью переработки;
- содержание постоянного места
деятельности исключительно для целей закупки товаров или изделий, или для сбора
информации для предприятия;
- содержание постоянного места
деятельности в целях осуществления деятельности вспомогательного и
подготовительного характера.
Однако в связи с вышеизложенным следует
обратить внимание на тот факт, что если со страной, резидентом которой является
иностранная организация, осуществляющая деятельность на территории России, не
заключено соглашение об избежании двойного
налогообложения, будут применяться положения Инструкции N 34, которая включает
в понятие "постоянного представительства" также осуществление
представительских функций. Соответственно, вся вышеприведенная деятельность,
подпадающая под понятие "представительских функций", будет
рассматриваться как образующая постоянное представительство на территории
России.
Российские граждане, работающие на
иностранную организацию, деятельность которой не приводит к образованию
постоянного представительства, могут исчислять и уплачивать налог в порядке,
предусмотренном пп.3 п.1 и п.3 ст.228 части второй Налогового кодекса РФ. В то же время формулировка п.1 ст.226, определяющая налоговых
агентов как российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные
представительства, от которых или в результате отношений с которыми
налогоплательщик получил доход, позволяет рассматривать российские кредитные
организации (или постоянные представительства иностранных кредитных
организаций), на счета в которых перечисляются денежные средства для покрытия
административных расходов и иных расходов в связи с осуществлением
иностранной организацией деятельности на территории России, в качестве
налоговых агентов.
По последнему пункту Вашего письма
сообщаем, что в обоих случаях постоянное представительство выступает в качестве
налогового агента.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
27.12.2000