Проблемная ситуация: МП работает по упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности. Единый налог исчисляем исходя из
совокупного дохода, полученного в отчетном периоде. Налоговая инспекция
считает, что для целей налогообложения мы можем исключать из выручки только тот
текущий ремонт и юридические правовые услуги, по которым прошла оплата, т.е. по
кассовому методу ведения учета. Права ли налоговая инспекция?
Мы считаем, что применять или не
применять кассовый метод учета доходов и расходов - предприятие решает самостоятельно.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 января 2001 г. N 04-02-05/1/03
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо по вопросу применения упрощенной системы налогообложения, учета и
отчетности для субъектов малого предпринимательства и сообщает следующее.
Правовые основы введения и применения
упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства определены Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ
"Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов
малого предпринимательства".
Введение с 1 января 1996 г. Федерального
закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения,
учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" было вызвано
необходимостью упрощения действующего налогового законодательства.
Переход на упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности носит добровольный характер.
Закон предоставил возможность малым
предприятиям, численность которых не превышает 15 человек, перейти на
упрощенную систему налогообложения, при которой юридические лица освобождаются
от уплаты всех федеральных, региональных и местных налогов. Вместо
них такие предприятия могут уплачивать только один налог (единый) с валовой
выручки или совокупного дохода, исчисляемых по результатам хозяйственной
деятельности за отчетной период. Право выбора объекта налогообложения
(валовой выручки или совокупного дохода) предоставлено органам государственной
власти субъекта Российской Федерации.
Для организаций, применяющих упрощенную
систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок
уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение
автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные
социальные внебюджетные фонды.
Организациям, применяющим упрощенную
систему налогообложения, учета и отчетности, предоставлено право оформления
первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения Книги учета доходов и
расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной
записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим
положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности. Форма этой Книги
разработана Министерством финансов Российской Федерации и утверждена Приказом
Министерства финансов Российской Федерации от 22.02.1996 N 18 "О форме
Книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций
субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности".
Пунктом 2 ст.3 Федерального закона от
29.12.1995 N 222-ФЗ определен конкретный перечень расходов, принимаемых при
расчете базы налогообложения, когда в качестве объекта обложения используется
показатель совокупного дохода. При исчислении единого налога
учитываются: стоимость использованных в процессе производства товаров (работ,
услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров,
топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду
помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности,
затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за
пользование банковским кредитом в пределах действующей ставки рефинансирования
Центрального банка Российской Федерации плюс 3 процента; оказанных услуг
(в частности, оплата услуг банков, консультационные, информационные услуги), а
также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, налога на
приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные
внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей государственных пошлин и
лицензионных сборов.
Перечисленные в указанной статье Закона
расходы принимаются при расчете базы налогообложения только тогда, когда они
относятся непосредственно к осуществлению процесса производства. Данный
перечень видов расходов является исчерпывающим. При этом затраты, связанные с
производством и реализацией продукции, работ, услуг, при исчислении совокупного
дохода учитываются только в части оплаченных материальных ценностей,
выплаченной оплаты труда и других оплаченных затрат.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ
10.01.2001