Проблемная ситуация: С 01.01.2000 не подлежат
амортизации объекты основных средств некоммерческих организаций. В связи с этим
возникает ряд вопросов.
1. Каким образом вести учет основных
средств на балансе предприятия? Следует ли разделять учет основных средств по
источникам их приобретения, т.е. за счет целевого финансирования или за счет
средств, полученных от коммерческой деятельности предприятия?
2. Произведя начисление износа по всем
основным средствам за I квартал 2000 г., необходимо ли произвести исправления в
бухучете и отчетности по начислению износа и внести исправления в налоговую
отчетность за данный отчетный период? Чем руководствоваться по вопросу о
порядке учета амортизационных отчислений при исчислении налогооблагаемой
прибыли?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 января 2001 г. N 04-02-05/4/03
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо по вопросу начисления амортизации основных средств, приобретенных
некоммерческими организациями, и сообщает следующее.
В соответствии с Федеральным законом от
12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая
организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку,
поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Следовательно,
получаемые доходы от предпринимательской деятельности после налогообложения их
в соответствии с налоговым законодательством являются источником формирования
имущества некоммерческой организации.
В соответствии с
правилами бухгалтерского учета (Положение по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина
России от 29.07.1998 N 34н, с изменениями, внесенными Приказом Минфина России
от 24.03.2000 N 31н) имущество, приобретаемое за счет сметы некоммерческой
организации независимо от его назначения (для уставной деятельности или
предпринимательской деятельности) и принятое к бухгалтерскому учету после 1
января 2000 г., амортизации не подлежит.
В целях контроля
использования указанного имущества некоммерческих организаций и оценки его
реального состояния износ по нему может отражаться в бухгалтерском учете внесистемно на отдельном забалансовом
счете 016 "Износ имущества некоммерческих организаций" и
соответственно уменьшать (с учетом ст.2 Закона Российской Федерации "О
налоге на имущество предприятий") налоговую базу на сумму начисленного
износа по указанному забалансовому счету.
При этом внесение
исправлений в произведенные записи на счетах бухгалтерского учета в части
начисленной амортизации по имуществу,
приобретенному после 1 января 2000 г., в текущем отчетном периоде производится
в установленном порядке.
Что касается учета амортизационных отчислений
при исчислении налогооблагаемой прибыли некоммерческих организаций, то
необходимо руководствоваться Письмом Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам от 03.11.2000 N ВГ-6-02/850@.
Указанным Письмом, в частности, даны
следующие разъяснения.
По основным
средствам, приобретенным некоммерческими организациями после 1 января 2000 г.
за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, и используемым
в целях осуществления этой деятельности, для целей исчисления налоговой базы разрешено
определять и учитывать амортизационные отчисления на полное восстановление
основных производственных фондов в размере, определяемом в соответствии с
Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072 "О единых нормах
амортизационных отчислений на
полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР".
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ
18.01.2001