Проблемная ситуация: Предприятия горно -
металлургического комплекса являются весьма опасными производствами,
подвергающими значительному риску жизнь и здоровье занятых на них работников,
поэтому они должны принимать профилактические меры по укреплению их здоровья. Для
этих целей в отрасли имеются санатории - профилактории. Ранее финансирование
деятельности санаториев - профилакториев осуществлялось как за счет прибыли,
так и за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Введение с 2001 г. единого социального
налога, значительное снижение размера тарифа на социальное страхование ставят
отлаженную систему профилактики и лечения трудящихся на грань ликвидации, т.к.
финансирование данной системы только за счет прибыли весьма проблематично.
Возможно ли внесение
изменения в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции
(работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о
порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении
прибыли, утвержденное Постановлением N 552, предусматривающего начиная с 2001
г. отнесение на себестоимость продукции (работ, услуг) затрат на содержание
санаториев - профилакториев, находящихся на балансе организаций горно -
металлургического комплекса, как расходов
на охрану труда?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 января 2001 г. N 04-02-05/4/04
Министерством финансов Российской
Федерации рассмотрено Ваше обращение по вопросу отнесения на себестоимость
продукции (работ, услуг) затрат на содержание санаториев - профилакториев,
находящихся на балансе организаций горно - металлургического комплекса, и
сообщается следующее.
Принятие Налогового кодекса Российской
Федерации, переход на новый порядок ведения бухгалтерского учета доходов и
расходов в связи с реформированием бухгалтерского учета и приведением его в
соответствие с международными стандартами финансовой отчетности требуют
уточнения порядка определения объекта налогообложения и налогооблагаемой базы.
Руководствуясь Положениями по бухгалтерскому
учету "Доходы организаций" ПБУ 9/99 и "Расходы организаций"
ПБУ 10/99, организации, содержащие объекты социально - культурной сферы, должны
учитывать их доходы и расходы как доходы и расходы от обычных видов
деятельности.
Законом Российской
Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и
организаций" предусмотрено, что при определении состава затрат, включаемых
в себестоимость продукции (работ, услуг), организации руководствуются
Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ,
услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке
формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552.
В соответствии с действующим налоговым
законодательством для организаций, осуществляющих затраты (в соответствии с
утвержденными местными органами государственной власти нормативами) за счет
прибыли, остающейся в их распоряжении, на содержание находящихся на балансе
объектов социально - культурной сферы, предусмотрена льгота.
Вопрос об изменении порядка учета
расходов на содержание объектов социально - культурной сферы заслуживает
внимания.
В проекте главы
"Налог на доходы организаций" установлено, что если организация
осуществляет деятельность, связанную с использованием объектов производств и
хозяйств, включая объекты жилищно - коммунальной и социально - культурной
сферы, то доход от реализации товаров и оказания услуг и расходы, связанные с
осуществлением этой деятельности и содержанием указанных объектов, принимаемые
к вычету, определяются в общеустановленном порядке.
В том случае, если организация имеет
убыток по деятельности, связанной с использованием указанных объектов, то
убыток может быть признан таковым при соблюдении определенных условий. Если не
выполняется хотя бы одно из условий, то убыток, полученный организацией при
осуществлении этих видов деятельности, не принимается в уменьшение налоговой
базы. Организация может перенести полученный от этого вида деятельности убыток
на срок не более 10 лет и направить на его погашение доходы, полученные по
указанным видам деятельности.
Учитывая изложенное, считаем, что в этих
условиях нет необходимости вносить какие-либо изменения в Положение о составе
затрат.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
М.А.МОТОРИН
25.01.2001