Проблемная ситуация: Предприятие осуществляет торговую
деятельность. В настоящее время многие предприятия применяют накопительную
систему скидок на свои товары и услуги, которая заключается в том, что они
предоставляют клиентам скидки (до 35%) в зависимости от суммы, на которую
клиент приобрел у них товары или услуги. Эти скидки являются постоянно
действующими и распространяются на неопределенный круг лиц.
Рассматривается ли
применение указанных скидок в размере более 20% (но при этом цена остается выше
себестоимости) как отклонение от уровня цен, применяемых налогоплательщиком, по
идентичным товарам, что влечет вынесение налоговым органом мотивированного
решения о доначислении налога и пени (ст.40 НК РФ), либо в указанном случае
действует положение абз.2 п.3 ст.40 НК РФ, предписывающее при определении
рыночной цены учитывать скидки, вызванные, в
частности, маркетинговой политикой фирмы?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 февраля 2001 г. N 04-02-05/2/7
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо о порядке применения норм ст.40 Налогового кодекса Российской
Федерации при установлении рыночных цен на продукцию (работы, услуги) и
сообщает следующее.
Пунктом 1 ст.40 Налогового кодекса
Российской Федерации предусмотрено, что для целей налогообложения принимается
цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки.
Цена реализованной продукции (выполненных
работ, оказанных услуг) является одним из условий договора, заключаемого между
участниками сделки.
В соответствии с
п.2 ст.40 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы при
осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять
правильность применения организациями цен по осуществляемым сделкам только в
случаях, когда сделки заключаются между взаимозависимыми лицами, по
товарообменным (бартерным) операциям, при совершении внешнеторговых сделок или
при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным
(однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода
времени.
При определении рыночных цен товаров,
работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися
взаимозависимыми.
В соответствии с п.9 ст.40 Налогового
кодекса Российской Федерации при определении рыночных цен товара, работы или
услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара,
работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или
услугами в сопоставимых условиях.
При осуществлении налогового контроля и
определении рыночных цен должны учитываться в соответствии с абз.2 п.3 ст.40
Налогового кодекса Российской Федерации при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами обычные надбавки к цене или
скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:
сезонными или иными колебаниями
потребительского спроса на товары (работы, услуги);
потерей товарами качества или иных
потребительских свойств;
маркетинговой политикой, в том числе при
продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при
продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки и т.п.
Учитывая изложенное,
применяемые конкурентами скидки должны учитываться при оценке сопоставимости
условий соответствующих сделок, если они являются обычными скидками.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ
06.02.2001