Проблемная ситуация: Каковы перспективы перехода на
новую систему применения НДС и акцизов при осуществлении внешнеторговых
операций с государствами-участниками СНГ? Предусматривается ли освобождение от
НДС поставок товаров, произведенных российскими предприятиями для покупателей,
находящихся на территории государств-участников СНГ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 апреля 1996 г. N 04-03-01
Министерство финансов Российской
Федерации рассмотрело проект распоряжения Правительства Российской Федерации по
вопросу перехода на новую систему применения налога на добавленную стоимость и
акцизов при осуществлении внешнеторговых операций с государствами-участниками
СНГ и сообщает следующее.
Общепринятая в международной практике
схема применения налога на добавленную стоимость и акцизов при поставках
товаров (работ, услуг) между странами предполагает освобождение от этих налогов
товаров, экспортируемых в другие страны, с одновременным взиманием налогов при
ввозе товаров на территорию этой страны.
Распространение на взаимоотношения с
государствами-участниками СНГ вышеуказанной нормы предусматривает обеспечение
жесткого таможенного контроля за прохождением товаров
и связанного с этим взимания налога на добавленную стоимость по товарам,
импортируемым на территорию Российской Федерации, таможенными органами, что в
сегодняшних условиях обеспечить невозможно.
Освобождение от налога на добавленную
стоимость поставок товаров, произведенных российскими предприятиями для
покупателей, находящихся на территории государств-участников СНГ (за
исключением Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской
Республики), приведет к потерям российского бюджета, которые составят более 2,0
млрд.долларов США.
Такие потери
обусловлены, прежде всего, большим удельным весом поставок из
государств-участников СНГ продовольственных товаров, по которым при ввозе на
территорию Российской Федерации применяется пониженная ставка налога на
добавленную стоимость в размере 10 процентов, а также технологического
оборудования и транспорта общественного пользования, освобожденных от налога на
добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации. Кроме того, Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете
на 1996 год" установлено, что возмещение налога на добавленную стоимость,
уплаченного поставщикам материальных ресурсов производственного назначения,
использованных при производстве экспортной продукции, в полном объеме
производится за счет средств федерального бюджета.
В связи с
изложенным подготовить переход на новую систему применения налога на
добавленную стоимость при осуществлении внешнеторговых операций с
государствами-участниками СНГ, исключающий потери доходов бюджета Российской
Федерации, не представляется возможным.
Кроме того, принятие решения об освобождении
от уплаты налога на добавленную стоимость поставок российских товаров в
государства-участники СНГ создаст большие возможности для массового уклонения
от уплаты налога при расчетах за товары по контрактам с
организациями-посредниками, находящимися на территории государств-участников
СНГ, что проконтролировать практически невозможно.
В соответствии с
действующим законодательством по налогу на добавленную стоимость особенности
применения этого налога в отношении товаров (работ, услуг), ввозимых на территорию
Российской Федерации или вывозимых с территории Российской Федерации
хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ, могут устанавливаться
межгосударственным соглашением Российской Федерации о принципах взимания налога
на добавленную стоимость при расчетах за товары (работы, услуги), реализуемые
на территории государств-сторон Соглашения.
В связи с этим
переход на новую систему применения налога на добавленную стоимость при
осуществлении внешнеторговых
операций со сторонами СНГ может быть осуществлен при соблюдении принципа
взаимности применительно к каждому отдельному государству и только по мере
создания необходимых условий и, прежде всего, обеспечения эффективного
таможенного контроля.
Что же касается Республики Беларусь,
подписавшей Соглашение с Российской Федерацией о создании Союза Суверенных
Республик, а также других стран,которые,
возможно, присоединятся к этому союзу, то в отношении них рассматриваемый
порядок расчетов по налогу на добавленную стоимость применяться не может.
11.04.96 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ