Проблемная ситуация: В целях остановки спада
производства, увеличения оборотных средств и заинтересованности
товаропроизводителя в увеличении объемов производства, в целях
совершенствования налоговой системы России предлагаем ограничить величины
налоговых изъятий и платежей по всем видам налогов в бюджеты всех уровней и
внебюджетные фонды на уровне, не превышающем 18-20% от выручки, полученной
предприятиями и организациями-товаропроизводителями.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 апреля 1996 г. N 04-01-10
Министерство финансов Российской
Федерации, рассмотрев письмо по совершенствованию налогового законодательства в
части ограничения величины налоговых изъятий и платежей по всем видам налогов в
бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды на уровне, не превышающем 18-20
процентов от выручки, полученной предприятиями и
организациями-товаропроизводителями, сообщает следующее.
Корни существующего спада производства
носят глубокий политический и экономический характер, обусловленный многими
факторами, среди которых действующая налоговая система занимает далеко не
главенствующее место. Налоги являются неотъемлемой частью существования любого
государства для реализации общегосударственных социально-экономических
программ.
В последнее время соответствующими
экономическими службами проводится целенаправленная работа по упорядочению
действующих налогов, в том числе по значительному сокращению их общего числа и,
следовательно, по снижению налогового пресса непосредственно на
налогоплательщиков-товаропроизводителей.
Одновременно с этим действующим налоговым
законодательством предоставлены широкие права в области налоговой политики
субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления в части
налогов, относящихся к их уровням.
По данным
Государственной налоговой службы Российской Федерации доля налоговых изъятий по
всем видам налогов и приравненных к ним платежей (исключая государственные
внебюджетные фонды) в ВВП за 1995 г. составила по всем уровням бюджетов 21,2
процента, в том числе по федеральному бюджету - 9,1 процента, что значительно
ниже аналогичных показателей в крупных экономически развитых странах.
В целях улучшения
финансового состояния предприятий и организаций, укрепления платежно-расчетной
дисциплины и стимулирования своевременности расчетов с бюджетами всех уровней
по уплате текущих налоговых платежей введен в действие Указ Президента
Российской Федерации от 19.01.96 N 65 "О предоставлении предприятиям и
организациям отсрочки по уплате задолженности по налогам, пеням и штрафам за
нарушения налогового законодательства, образовавшейся до 1 января 1996
года".
Так, в соответствии
с данным Указом Президента Российской Федерации предприятиям и организациям,
полностью и своевременно выплачивающим текущие налоговые платежи и имеющим
задолженность по налогам, пеням и штрафам за нарушения налогового
законодательства, образовавшуюся до 1 января 1996 г., предоставляется отсрочка
уплаты задолженности при условии своевременного погашения 50 процентов общей
суммы задолженности в период с 1 апреля 1996 г. по 1 октября 1998 г. ежеквартально по 5 процентов общей суммы задолженности с
начислением на выплачиваемые суммы пеней в размере 30 процентов в год, начиная
с 1 января 1996 г.
В случае
своевременного и полного исполнения предприятиями и организациями обязательств
по уплате текущих налоговых платежей и 50 процентов отсроченных платежей в
период с 1 января 1996 г. по 1 октября 1998 г. по решению финансовых и
налоговых органов оставшиеся 50 процентов задолженности погашаются в течение
последующих пяти лет равными долями по 2,5 процента ежеквартально без взыскания
пени.
Претворение положений вышеназванного
Указа позволит организациям улучшить их финансовое состояние и значительно
уменьшить налоговый пресс по взысканию задолженности по уплате налогов и
штрафных санкций за нарушения налогового законодательства.
Кроме того, в
Правительство Российской Федерации направлен проект Указа Президента Российской
Федерации об изменении действующего размера пени, взыскиваемой с
налогоплательщика за задержку уплаты налогов, и восстановлении ранее
действующей в соответствии с п.1"в" ст.13 Закона Российской Федерации
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации" пени в размере
0,3 процента.
В настоящее время разрабатывается проект
Налогового кодекса Российской Федерации, в котором предусматривается
формирование единой налоговой системы, уменьшение числа налогов и снижение
налогового бремени, создание рациональной налоговой системы, содействующей
развитию предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности.
В проекте Налогового кодекса Российской
Федерации обозначен четкий исчерпывающий перечень федеральных, региональных и
местных налогов, введение которого должно воспрепятствовать процессу
формирования дополнительных налогов и сборов на местах и гарантировать налогоплательщикам
определенную стабильность и предсказуемость налоговой системы.
Создание узаконенного закрепленного
перечня налогов должно стать правовой основой для обеспечения бюджетов всех
уровней гарантированными источниками доходов.
12.04.96 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ