Проблемная ситуация: В соответствии с п.10 ст.12
Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" учреждения
культуры, физической культуры и спорта, туризма независимо от источников
финансирования пользуются льготами по взиманию платы за землю. Распространяется
ли действие данного пункта на туристические коммерческие организации?
Имеются ли предельные ограничения в
размере базовых ставок арендной платы за землю, устанавливаемых местными
органами власти?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 марта 2001 г. N 04-05-10/15
Департамент налоговой политики в связи с
Вашим запросом сообщает следующее.
Согласно п.10 ст.12
Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" (с
изменениями и дополнениями) от уплаты земельного налога полностью освобождаются
учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно -
оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением
деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно - спортивных
учреждений) независимо от источников финансирования.
В части налогообложения туристических
организаций и учреждений туризма сообщаем следующее.
Со вступлением в силу Гражданского
кодекса Российской Федерации установлено, что учреждением признается
организация, созданная собственником для осуществления управленческих,
социально - культурных или иных функций некоммерческого характера и
финансируемая им полностью или частично.
В соответствии со ст.2 Федерального
закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с
изменениями и дополнениями) некоммерческой организацией является организация,
не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не
распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие
организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных,
культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны
здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения
духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных
интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания
юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение
общественных благ.
Некоммерческие организации могут
создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений),
некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций,
социальных благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в
других формах, предусмотренных федеральными законами.
Учитывая изложенное, на коммерческие
организации туризма действие п.10 ст.12 Закона РФ "О плате за землю",
по мнению Департамента, не распространяется.
Что касается арендной платы, то в
соответствии со ст.1 Закона РФ "О плате за землю" формами платы за
землю являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Согласно ст.ст.19 - 21 Закона РФ от 27
декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" к налоговому платежу отнесен только земельный налог.
Арендная плата является формой оплаты за пользование
земельным участком. Аренда земельного участка, как и аренда любого другого
недвижимого имущества, относится к гражданско - правовым отношениям.
Гражданский оборот земли урегулирован
частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральными законами
и указами Президента Российской Федерации.
Согласно ст.21 Закона РФ "О плате за
землю" и Гражданскому кодексу Российской Федерации размер, условия и сроки
внесения арендной платы за землю, а также ответственность устанавливаются
договором.
Порядок заключения договора аренды
регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ
12.03.2001