Проблемная ситуация: 1. Согласно пп.1 п.1 и п.3 ст.228
НК РФ физические лица, получающие доходы от продажи имущества, принадлежащего
этим лицам на праве собственности, производят исчисление и уплату налога на
основании налоговой декларации, подаваемой по месту своего учета.
Вместе с тем в случае продажи имущества
физическими лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами РФ, налоговым
агентом производится исчисление и удержание налога по ставке 30%.
Учитывая
вышеизложенное, просим разъяснить, следует ли налоговому агенту при выплате
дохода за приобретенное имущество у физического лица - налогового резидента
исчислять налог на доходы по ставке 13% со всей суммы выплаты?
2. Статьей 220 НК РФ предусмотрено
предоставление вычета по суммам расходов на новое строительство или
приобретение жилого дома или квартиры, а также на уплату процентов по
ипотечному кредиту, полученному в банке на эти цели. Соответствующий вычет
предоставляется только по доходам, облагаемым налогом по ставке 13%, на
основании декларации, поданной налогоплательщиком в налоговые органы по
окончании налогового периода.
НК РФ предоставление имущественного
вычета работодателем не предусмотрено, также не предусмотрено предоставление
такого вычета по суммам расходов на строительство (приобретение) дач и садовых домиков,
уплату банковских кредитов и процентов по ним, кроме процентов по ипотечным
кредитам.
В связи с этим налоговой карточкой (форма
1-НДФЛ) не предусмотрен учет имущественных налоговых вычетов в связи с
осуществлением строительства или приобретения жилья налоговыми агентами.
Соответствующее уменьшение налоговой базы
на сумму имущественных вычетов производится на основании Декларации по налогу
на доходы физических лиц за 2001 г. (форма 3-НДФЛ), утвержденной Приказом МНС
России от 01.11.2000 N БГ-3-08/378, зарегистрированным Минюстом России
08.12.2000 N 2484.
МНС России считает, что разъяснения о
предоставлении в 2001 г. льготы по суммам, направленным физическими лицами на
новое строительство (приобретение) жилого дома, квартиры, дачи, садового
домика, в порядке, действовавшем до вступления в силу части второй НК РФ,
противоречат действующему налоговому законодательству.
Просьба сообщить мнение Минфина России по
данному вопросу.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 марта 2001 г. N 04-04-02/29
Министерство финансов Российской
Федерации рассмотрело Ваше письмо и, с учетом совещания с участием
представителей МНС России и Минфина России, сообщает следующее.
1. В соответствии с п.1
ст.225 части второй Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога
определяется как процентная доля налоговой базы, определенной для доходов,
облагаемых по ставке 13%. При определении налоговой базы для доходов, в
отношении которых установлена ставка 13%, производится уменьшение ее на
налоговые вычеты, предусмотренные ст.ст.218 - 221 Кодекса.
Имущественные налоговые вычеты
предоставляются в соответствии с п.2 ст.220 Кодекса в налоговом органе на
основании заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации по
окончании налогового периода. Право на получение имущественного налогового
вычета возникает при определении размера налоговой базы (п.1 ст.220 Кодекса) в
порядке, установленном Кодексом. В связи с этим налоговый
агент при выплате дохода за приобретенное имущество у физического лица,
являющегося налоговым резидентом Российской Федерации, не имеет возможности
определить налоговую базу и, следовательно, производит выплату дохода без
удержания налога. Физическое лицо, получившее доход, с которого не был удержан
налоговым агентом налог, на основании п.2 ст.228 Кодекса самостоятельно
исчисляет сумму налога, подлежащую уплате в бюджет. Указанный налогоплательщик
в обязательном порядке представляет налоговую декларацию в сроки, установленные
в ст.229 Кодекса.
Удержание налоговыми агентами налога с доходов,
полученных от продажи имущества физическими лицами, не являющимися налоговыми
резидентами Российской Федерации, по ставке 30%, по нашему мнению, является
правомерным.
2. Что же касается предоставления
налоговой льготы застройщикам и приобретателям жилого дома или квартиры, то
Министерство финансов Российской Федерации считает возможным согласиться с
точкой зрения Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по
указанному вопросу.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
М.А.МОТОРИН
13.03.2001