Проблемная ситуация: Негосударственное образовательное
учреждение по организационно - правовой форме - некоммерческая организация
оказывает платные образовательные услуги. В соответствии с Законом РФ "Об
образовании" от уплаты всех налогов освобождаются образовательные
учреждения независимо от их организационно - правовой формы в части
непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих
образовательных учреждений. Однако налоговые органы требуют уплаты налогов,
перечисляемых в дорожный фонд.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 марта 2001 г. N 04-05-11/22
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо и сообщает следующее.
Согласно ст.2 части первой Налогового
кодекса Российской Федерации властные отношения по установлению, введению и
взиманию налогов и сборов в Российской Федерации регулирует законодательство о
налогах и сборах.
В соответствии с п.2 ст.17 и п.1 ст.56
Кодекса налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком
могут предусматриваться исключительно в актах законодательства о налогах и
сборах. Налогоплательщики и плательщики сборов могут использовать налоговые
льготы при наличии оснований и в порядке, которые установлены актами
законодательства о налогах и сборах.
При этом ст.7
Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части
первой Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что
федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории
Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу,
определенный ст.2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не
противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса.
Законом Российской Федерации от
18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации"
установлен налог на пользователей автомобильных дорог и предусмотрены налоговые
льготы, в числе которых нет льгот для образовательных учреждений.
Согласно принятому
Федеральному закону от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части
второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации о налогах" в Закон Российской
Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" были внесены
отдельные изменения и дополнения, но при этом не были введены льготы для
образовательных учреждений.
Исходя из положений
ст.4 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об
образовании" его задачами являются регулирование правоотношений в области
образования, разграничение компетенции в области образования между органами
государственной власти и органами управления, определение прав, обязанностей и
ответственности физических и юридических лиц в области образования, создание
правовых гарантий для функционирования и развития российской системы
образования.
К предмету указанного Закона не отнесены
вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов. Таким образом,
данный Закон не является актом законодательства о налогах и сборах.
Полагаем, что льгота, предусмотренная в
Законе "Об образовании", не должна применяться.
В случае коллизии норм законодательных
актов применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при
условии, что в нем не установлено иное, при этом приоритетом над общими нормами
обладают специальные нормы (Определение Конституционного Суда Российской
Федерации от 05.10.2000 N 199-0).
В случаях противоречия между законами
суды общей юрисдикции и арбитражные суды определяют, какой именно закон
подлежит применению в рассматриваемом деле.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ
13.03.2001