Проблемная ситуация: По вопросу о ходе исполнения
Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
(относительно единого социального налога (взноса)) и о подготовке нормативных
правовых актов Правительства РФ, регулирующих предоставление гражданам социальных
налоговых вычетов.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 марта 2001 г. N 04-04-02/31
По вопросу о ходе исполнения Закона
Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" (относительно единого социального налога (взноса)) и о
подготовке нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации,
регулирующих предоставление гражданам социальных налоговых вычетов, Минфин
России сообщает следующее.
Статьей 7 Федерального закона от 5
августа 2000г. N 118-ФЗ были внесены изменения в Закон Российской Федерации
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в части
включения в перечень федеральных налогов и сборов единого социального налога
(взноса).
Введение единого социального налога
(взноса) с 1 января 2001 г. Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ
является одним из основных принципиальных моментов проводимой в настоящее время
налоговой реформы в отношении изменения ранее существовавших режимов уплаты
страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Так,
согласно установленному порядку взимания единого социального налога
обеспечивается единый порядок исчисления налоговой базы по платежам в
государственные социальные внебюджетные фонды. Кроме того, важнейшим звеном является
укрепление системы налогового администрирования, которое объединено в рамках
МНС России, что значительно упрощает положение добросовестных
налогоплательщиков и усиливает государственное воздействие на неплательщиков
налогов.
После принятия
Федеральных законов от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ и N 118-ФЗ по поручению
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N
1462-р) заинтересованные министерства и государственные социальные внебюджетные
фонды провели подготовительную работу по введению с 1 января 2001 г. единого
социального налога (взноса).
При этом Минфин России неоднократно в
своих письмах в Правительство Российской Федерации и МНС России сообщал о ходе
работ по введению единого социального налога (взноса).
Кроме того, в целях
обеспечения поступления налога в фонды разработаны необходимые нормативные
документы для применения на практике положений гл.24 Налогового кодекса
Российской Федерации и правильного исчисления и уплаты данного налога, а также
порядка взыскания задолженности плательщиков по страховым взносам в
государственные социальные внебюджетные фонды, зачета (возврата) переплаты сумм
страховых взносов в эти фонды и единого социального налога (взноса). В частности, Минфином России утверждены правила
зачисления взносов, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса)
на счета органов федерального казначейства Минфина России, и перечисления этих
средств в бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов, а также
зачисления недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные
внебюджетные фонды (в том числе в Государственный фонд занятости населения
Российской Федерации), образовавшихся на 1 января 2001 г.
Таким образом, необходимая комплексная
подготовительная работа по введению единого социального налога (взноса) в целом
проведена, в ней задействованы помимо министерств, ведомств, государственных
социальных внебюджетных фондов также налогоплательщики.
Что касается
вопроса о подготовке нормативных правовых актов Правительства Российской
Федерации, регулирующих предоставление гражданам социальных налоговых вычетов,
то во исполнение пп.3 п.1 ст.219 гл.23 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации "Налог на доходы физических лиц" в Правительство
Российской Федерации направлен проект постановления Правительства Российской
Федерации "О медицинских услугах по лечению, предоставляемых населению
медицинскими учреждениями Российской Федерации, лекарственных средствах, назначенных лечащим
врачом и приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств, а также
дорогостоящих видах лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации,
оплата которых учитывается при предоставлении налогоплательщикам социального
налогового вычета".
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
М.А.МОТОРИН
14.03.2001