Проблемная ситуация: Возможно
ли предоставление организациям права погашать задолженность по налогам за счет
государственных ценных бумаг, в частности ОВВЗ (средние котировки которых
составляют 31 - 58% от номинала) и еврооблигаций, учитывая, что совместным
Приказом Минфина России N 35н и МНС России N АП-3-09/122 от 05.04.2000 уже было
разрешено погашать просроченную задолженность в федеральный бюджет по налогу на
прибыль и налогу на операции с ценными бумагами за период с 1 июля 1998 г. по 1
марта 2000 г. облигациями ОФЗ-ПД?
По нашему мнению, целесообразно
возобновление зачетов по обязательствам организаций по уплате налогов и по
обязательствам получателей средств федерального бюджета по оплате поставленной
им продукции и оказанных услуг.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 апреля 2001 г. N 04-01-11/6
Департамент налоговой политики повторно
рассмотрел Ваше письмо по вопросам налогового законодательства, поступившее из
аппарата Правительства Российской Федерации, и сообщает следующее.
В соответствии со
ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по
уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в
банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного
денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными
денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в
банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета Российской Федерации по
связи и информации.
В соответствии с
этой статьей в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок
производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах
плательщика в банке, а также путем взыскания налога за счет иного имущества
налогоплательщика (согласно п.4 ст.2 Закона Российской Федерации "О налоге
на прибыль предприятий и организаций" ценные бумаги рассматриваются, как
имущество организации).
При реализации этого порядка в
соответствии с п.4 ст.47 названного Кодекса взыскание производится
первоначально в отношении наличных денежных средств и только затем в отношении
имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров),
в частности ценных бумаг.
Таким образом, Налоговым кодексом Российской
Федерации установлена обязанность налогоплательщиков исполнять
обязательства по уплате налогов только денежными средствами.
Такой порядок обусловлен основополагающей
ролью налогов в формировании доходов бюджетов и их значением в финансировании
расходов, в том числе утвержденных государственных программ, заработной платы
работников бюджетной сферы и т.д.
Одновременно не может быть поддержано
предложение об уплате налога за счет ОВВЗ и еврооблигаций в связи с тем, что
Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено исполнение обязанности
по уплате налога в неденежной форме.
Что касается использования
государственных ценных бумаг в качестве инструмента различных зачетных схем или
в качестве платежного средства, то такие предложения поступали, но поддержки не
имели по следующим причинам.
Во-первых, в
соответствии с п.1 ст.92 Бюджетного кодекса Российской Федерации
государственные ценные бумаги выпускаются исключительно в целях финансирования
дефицита федерального бюджета, а в случае принятия бездефицитного бюджета на
очередной финансовый год может быть предусмотрено привлечение средств из
источников финансирования дефицита федерального бюджета для финансирования
расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга;
Во-вторых,
использование государственных ценных бумаг в целях погашения просроченной
задолженности в федеральный бюджет будет означать их досрочное погашение (для
обращающихся в настоящее время на финансовом рынке ГЦБ досрочное погашение
условиями их выпуска и обращения не предусмотрено);
В-третьих, использование отдельных видов
государственных ценных бумаг на погашение налоговой задолженности закономерно
приведет к росту их котировок на вторичном рынке, в результате чего
предполагаемый выигрыш может оказаться минимальным.
Что касается облигаций
федерального займа с нулевым купонным доходом, выпущенных в целях проведения
новации, которые можно было использовать для погашения просроченной
задолженности по налогам в федеральный бюджет, то в данном случае задолженность
погашалась не облигациями, а денежными средствами от их досрочного погашения,
что было предусмотрено Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28
марта 2000 г. N 465-р.
Причем в данном случае речь шла
исключительно об одном выпуске государственных ценных бумаг с ограниченным и
регулируемым объемом использования их на указанные выше цели.
Одновременно
сообщаем, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.11.1997 N
1173 "О дополнительных мерах по мобилизации кассовых поступлений в
федеральный бюджет" прекращены любые формы расчетов (зачетов) по
обязательствам организаций по уплате налогов (недоимки) в федеральный бюджет и
по обязательствам получателей средств федерального бюджета по оплате
поставленной им продукции и оказанных услуг, включая денежные зачеты.
Вместе с тем в соответствии со ст.235
Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае установления встречных
обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств возможно проведение
зачета денежных средств (исключительно при условии наличия задолженности
получателя бюджетных средств по платежам в бюджет).
Порядок проведения зачета денежных
средств определяется Правительством Российской Федерации, органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного
самоуправления.
В соответствии со
ст.ст.243 и 244 Бюджетного кодекса Российской Федерации при казначейском
исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов
и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на
право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных
обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального
бюджета возлагаются на Федеральное казначейство.
Исполнение федерального бюджета
осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета
в системе балансовых счетов Федерального казначейства, а единый счет
федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) находится в Банке
России.
В целях управления средствами
федерального бюджета, государственным долгом и совершения платежей Федеральному
казначейству предоставлено право открывать и закрывать
иные счета федерального бюджета.
Счета Федерального казначейства в Банке
России и кредитных организациях ведутся на основании договоров, заключаемых и
исполняемых в соответствии с гражданским законодательством Российской
Федерации.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
05.04.2001