Проблемная ситуация: 1. Банк имеет обособленные
подразделения. В 2000 г. банк осуществлял платежи в государственные
внебюджетные фонды централизованно по месту постановки на учет головной
организации. Может ли банк в 2001 г. уплачивать единый социальный налог, в том числе
и по обособленным подразделениям, в том же порядке - по месту постановки на
учет головной организации?
2. Правильно ли мы понимаем, что,
поскольку в абз.6 п.4 ст. 237 НК указаны только "заемные средства",
доходы в виде материальной выгоды в виде экономии на процентах по кредитам,
выданным банком работникам, не включаются в налогооблагаемую базу по единому
социальному налогу?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 апреля 2001 г. N 04-04-07/56
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо по вопросам применения отдельных положений гл.24 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) "Единый социальный налог
(взнос)" и сообщает следующее.
1. По вопросу исчисления и уплаты единого
социального налога (взноса) обособленными структурными подразделениями Вашей
организации.
В соответствии с п.9 ст.243 упомянутой
главы НК РФ налогоплательщики - организации, в состав которых входят
обособленные подразделения, уплачивают налог по месту своего нахождения, а
также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений.
Сумма налога, подлежащая уплате по месту
нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины
налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.
Сумма налога, подлежащая уплате по месту
нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения,
определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате
организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту
нахождения всех обособленных подразделений организации.
По нашему мнению, указанный порядок
должен применяться к организациям, в состав которых входят обособленные
подразделения, имеющие расчетный (текущий, корреспондентский - для банков) счет
и производящие начисление и выплаты (заработной платы и др.) в пользу
работников и других физических лиц.
При этом расчет условий для применения
регрессивных ставок налога производится в целом по организации, включая
обособленные подразделения.
Также считаем целесообразным для организаций
применение централизованного порядка расчетов, уплаты, представления всех
необходимых документов и сведений по налогу по месту постановки организаций на
налоговый учет по месту их нахождения за те обособленные подразделения, которые
не имеют расчетных счетов, не начисляют и не производят выплаты в пользу
работников и физических лиц.
Одновременно
сообщаем, что в случае, если головная организация и ее обособленные
подразделения расположены на территории одного субъекта Российской Федерации, в
целях упрощения порядка исчисления и уплаты единого социального налога
(взноса), представления расчетов по авансовым платежам и налоговых деклараций
по этому налогу считали бы целесообразным применение централизованного порядка
исчисления и уплаты налога, представления и осуществления всех расчетов по
месту постановки организации на
налоговый учет по месту ее нахождения.
2. По вопросу начисления единого
социального налога по доходам в виде материальной выгоды.
В соответствии с п.4 ст.237 упомянутой
главы НК РФ при расчете налоговой базы единого социального налога учитывается
материальная выгода, получаемая работником и (или) членами его семьи за счет
работодателя в виде экономии на процентах при получении заемных средств на
льготных условиях. Порядок определения указанной материальной выгоды определен
п.2 ст.212 гл.23 части второй НК РФ. Следовательно, под заемными средствами
следует понимать и кредитные средства, об определении материальной выгоды по
которым идет речь в гл.23 НК РФ.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
16.04.2001