Проблемная ситуация: Как рассматривается для целей
налога на прибыль (единого налога с совокупного дохода) получение денег за
выданный простой вексель, если передача его осуществляется путем заключения
договора купли - продажи?
Различен ли подход по данному вопросу к
предприятиям, работающим по обычной системе налогообложения, и предприятиям,
работающим по упрощенной системе налогообложения согласно Федеральному закону N
222-ФЗ от 29.12.1995?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 мая 2001 г. N 04-02-05/2/71
В связи с Вашим письмом Департамент
налоговой политики сообщает следующее.
В соответствии со ст.143 Гражданского
кодекса Российской Федерации вексель является ценной бумагой.
Пунктом 4 ст.2 Закона Российской
Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и
организаций" установлено, что прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг,
фьючерсных и опционных контрактов определяется как разница между ценой
реализации и ценой приобретения с учетом оплаты услуг по их приобретению и
реализации.
К расходам по оплате услуг по
приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг для целей налогообложения
относятся суммы, уплачиваемые специализированным организациям за
консультационные, информационные и регистрационные услуги вознаграждения,
уплачиваемые организациям, с участием которых приобретены ценные бумаги, и иные
расходы, связанные с оплатой услуг по приобретению и реализации (выбытию)
ценных бумаг.
Таким образом, для целей обложения
налогом на прибыль средства, полученные от реализации векселя, включаются в
налогооблагаемую базу за вычетом указанных расходов.
Правовые основы введения и применения
упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства определены Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N
222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства".
В качестве объекта обложения единым
налогом организаций в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности
наряду с валовой выручкой может устанавливаться совокупный доход, полученный за
отчетный период (квартал). Выбор объекта налогообложения осуществляется органом
государственной власти субъекта Российской Федерации.
Совокупный доход
исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в
процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих
изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего
ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и
коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на
уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах
действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации плюс 3 процента), оказанных услуг, а
также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, налога на
приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные
внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и
лицензионных сборов. Перечисленные в Федеральном законе расходы
принимаются при расчете базы налогообложения только тогда, когда они относятся
непосредственно к осуществлению процесса производства (предпринимательской
деятельности), включая затраты на аренду, уплату процентов по кредитам и
стоимость оказанных услуг. Данный перечень видов расходов является
исчерпывающим для предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения,
учета и отчетности.
При этом валовая выручка исчисляется как
сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены
имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
Учитывая изложенное,
средства, полученные от реализации простого векселя, включаются в состав
валовой выручки для целей обложения единым налогом с совокупного дохода.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ
15.05.2001