Проблемная ситуация: В целях справедливого
распределения платы за добычу полезных ископаемых между уровнями бюджетной
системы предлагается внести поправки в Закон "О недрах" в следующей
редакции:
"При добыче полезных ископаемых на
территории автономного округа, входящего в состав края или области, налог на
добычу полезных ископаемых поступает в бюджет края или области в размере не
менее двадцати процентов от суммы, подлежащей перечислению в федеральный бюджет
с территории соответствующего округа".
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 мая 2001 г. N 01-02-01/041715
Министерство финансов Российской
Федерации рассмотрело Ваше обращение о внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "О недрах" в части распределения платы за добычу
полезных ископаемых между уровнями бюджетной системы и сообщает.
Согласно ст.50
Бюджетного кодекса Российской Федерации к налоговым доходам федерального
бюджета относятся, в частности, федеральные налоги и сборы, перечень и ставки
которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а
пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами
разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным
законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех
лет при возможности увеличения нормативов
отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок
действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения
изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.
Правительством
Российской Федерации внесен на рассмотрение в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации (Письмо от 28.04.2001 N 2628п-П9) разработанный
Минфином России совместно с МНС России, Минэкономразвития России, МПР России и
Минэнерго России проект федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отмене или
внесении изменений в некоторые другие законодательные акты Российской
Федерации". Указанным
законопроектом в налоговую систему Российской Федерации взамен существующих в
настоящее время платы за пользование недрами, отчислений на воспроизводство
минерально - сырьевой базы и акцизов на нефть вводится новый налог - налог на
добычу полезных ископаемых. В качестве объекта налогообложения признается
добыча полезных ископаемых, в то время как налоговой базой признается стоимость
добытых полезных ископаемых. При этом на период 2002 - 2004 гг. предлагается в
качестве налоговой базы при добыче нефти устанавливать объем добываемой нефти.
Налоговая ставка устанавливается в
процентах от стоимости добытых полезных ископаемых, а по нефти на период 2002 -
2004 гг. - в рублях за тонну продукции, с применением коэффициента,
характеризующего динамику мировых цен на нефть.
Одновременно указанным законопроектом
вносятся изменения в некоторые законодательные акты Российской Федерации, в том
числе и в Закон Российской Федерации "О недрах" в части норм,
регулирующих на сегодняшний день порядок исчисления и распределения платы за
пользование недрами при добыче полезных ископаемых. Раздел V Закона Российской
Федерации "О недрах" предлагается изложить в новой редакции, включающей
перечень неналоговых платежей при пользовании недрами, а также устанавливающей
порядок их исчисления и внесения в бюджет. При этом платежи за пользование
недрами поступают в бюджетную систему в соответствии с бюджетным
законодательством Российской Федерации.
Нормативы бюджетного распределения
средств, поступающих от уплаты налога на добычу полезных ископаемых, не
являются предметом регулирования Налоговым кодексом Российской Федерации, а
также законодательством о недрах. Указанный вопрос подлежит урегулированию исключительно
в рамках бюджетного законодательства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным нормативы распределения платежей за
пользование недрами между уровнями бюджетной системы закреплять законодательно
в рамках федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Первый заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
16.05.2001