Проблемная ситуация: В 2001 г. Московская
регистрационная палата зарегистрировала учредительные документы ООО, которое является правопреемником ООО I.
Согласно свидетельству Мосгоркомстата ООО I присвоены коды ОКОНХ - 91610
(оздоровительные учреждения и учреждения отдыха) и 91620 (туризм).
Виды деятельности правопреемника ООО классифицируются такими же кодами.
Постановлением администрации города в
1992 г. ООО был передан в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок
для проектирования и строительства на нем базы отдыха.
В 1999 г. вынесено постановление об
утверждении акта приемки в эксплуатацию законченной строительством базы отдыха.
Относится ли имущество вновь построенной
базы отдыха к имуществу объектов социально - культурной сферы и облагается ли
стоимость данного имущества налогом?
Освобождается ли ООО от
уплаты налога на землю в соответствии с п.10 ст.12 Закона РСФСР "О плате
за землю"?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 мая 2001 г. N 04-05-06/34
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо и сообщает следующее.
Согласно ст.5 Закона Российской Федерации
от 13 декабря 2001 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий"
стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения,
уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов жилищно -
коммунальной и социально - культурной сферы, полностью или частично находящихся
на балансе налогоплательщика.
Отнесение
имущественных объектов предприятий к жилищно - коммунальной и социально -
культурной сфере осуществляется исходя из их фактического использования
организацией для соответствующего вида деятельности, определяемого согласно
Инструкции Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. N 33 "О порядке
исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий", в
соответствии с установленными Классификатором отраслей народного хозяйства
(ОКОНХ) статистическими группировками по отраслям народного хозяйства.
Дома (базы) отдыха и объекты туризма
согласно вышеуказанному Классификатору отнесены к социально - культурной сфере.
Поэтому организации, имеющей на своем балансе такие объекты, используемые по
целевому назначению, по мнению Департамента, вправе воспользоваться льготой,
предусмотренной п."а"
ст.5 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий".
Вместе с тем, если
дома (базы) отдыха и объекты туризма являются юридическими лицами, то есть
самостоятельными налогоплательщиками, то они уплачивают налог на имущество
предприятий в общеустановленном порядке, но при этом также имеют право
воспользоваться рассматриваемой льготой, применяя ее к отдельным имущественным
объектам, находящимся на их балансе и относимым согласно Классификатору к жилищно
- коммунальной и социально - культурной сфере.
В частности, к их
имуществу, на которое распространяется льгота, могут быть отнесены жилые
(спальные) корпуса, амбулаторные помещения, медицинское оборудование,
спортивные сооружения, в том числе стадионы и спортзалы, бассейны, катки,
водные спасательные станции, спортивный инвентарь и оборудование, кинозалы и
библиотеки, а также другое имущество, включая оборудование и коммуникации,
необходимое для обеспечения функционирования указанных объектов.
Имущество домов отдыха и объектов
туризма, не относящееся согласно Классификатору к объектам жилищно -
коммунальной и социально - культурной сферы, в том числе административные
здания и другое имущество, используемое для осуществления функций управления
предприятием, облагается налогом на общих основаниях.
При этом данная льгота может быть
предоставлена только при условии ведения налогоплательщиком раздельного учета льготируемых объектов в каждом отчетном периоде.
Согласно п.10 ст.12
Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за
землю" (с изменениями и дополнениями) от уплаты земельного налога
полностью освобождаются учреждения культуры, физической культуры и спорта,
туризма, спортивно - оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за
исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно -
спортивных учреждений) независимо от источников финансирования.
Со вступлением в силу Гражданского
кодекса Российской Федерации установлено, что учреждением признается организация,
созданная собственником для осуществления управленческих, социально -
культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им
полностью или частично.
В соответствии со ст.2 Федерального
закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с
изменениями и дополнениями) некоммерческой организацией является организация,
не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не
распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие
организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных,
культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны
здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения
духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных
интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания
юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижения
общественных благ.
Некоммерческие организации могут
создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений),
некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций,
социальных благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в
других формах, предусмотренных федеральными законами.
Учитывая изложенное,
положения п.10 ст.12 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 1738-1
"О плате за землю", по мнению Департамента, на коммерческие
организации не распространяются.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.САЛИНА
21.05.2001