Проблемная ситуация: Руководители общероссийских
общественных организаций инвалидов считают, что в п.21 Методических
рекомендаций МНС России по применению главы 21 Налогового кодекса РФ искажен
смысл положений ст.149 Налогового кодекса РФ, касающихся общественных организаций
инвалидов, что предполагает незаконное лишение общественных организаций
инвалидов и созданных ими организаций государственной поддержки в виде
налоговых льгот.
Просим принять меры по соблюдению
требований законодательства в части согласования решений органов исполнительной
власти, касающихся общественных организаций инвалидов с их представителями, в
соответствии со ст.33 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации".
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 мая 2001 г. N 01-02-01/04-1892
В соответствии с
письмом Аппарата Правительства Российской Федерации Минфин России рассмотрел
письмо руководителей всероссийских общественных организаций инвалидов по
вопросу применения льготы по налогу на добавленную стоимость организациями,
использующими труд инвалидов, в связи с введением в действие гл.21 "Налог
на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса Российской
Федерации и сообщает следующее.
Согласно пп.2 п.3
ст.149 Кодекса с 1 января 2001 г. от налога на добавленную стоимость
освобождается реализация товаров (за исключением подакцизных, минерального
сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому
Правительством Российской Федерации), работ, услуг (за исключением брокерских и
иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:
- общественными организациями инвалидов
(в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди
членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80
процентов;
- организациями, уставный капитал которых
полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если
среднесписочная численность инвалидов среди работников этих организаций
составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25
процентов.
Статьей 26
Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие
части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" указанная
налоговая льгота распространяется на иные организации со среднесписочной
численностью инвалидов среди работников этих организаций не менее 50 процентов
и их долей в фонде оплаты труда - не менее 25
процентов. При этом перечень таких организаций должен быть установлен
Правительством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, по мнению Минфина
России, положение об утверждении Правительством Российской Федерации перечня
общественных организаций инвалидов (в том числе созданных как союзы
общественных организаций инвалидов), организаций, уставный капитал которых
полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, учреждений,
единственными собственниками имущества которых
являются указанные общественные организации инвалидов, предусмотренное п.21
Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную
стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (утв. Приказом МНС
России от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447), как правомерно указывается в
письме руководителей всероссийских общественных организаций инвалидов, не
соответствует ст.149 гл.21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
и ст.26 Федерального закона N 118-ФЗ от 5 августа 2000 г.
Позиция Минфина России по указанному
вопросу сообщена в МНС России Письмом от 6 марта 2001 г. N 04-03-01/16.
Первый заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
31.05.2001