Проблемная ситуация: Администрация
области в связи с сокращением с января 2002 г. перечня медицинских товаров, а
также сырья и комплектующих изделий для их производства, подлежащих
освобождению от налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную
территорию Российской Федерации и при реализации товаров отечественного и
импортного производства на основании п.2 ст.149 и п.1 ст.150 части второй
Налогового кодекса РФ, просит разъяснить, возможно ли сохранение льгот
по налогу на добавленную стоимость, действующих в 2001 г., на изделия
медицинского назначения, медицинской техники.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 июня 2001 г. N 04-03-01/98
Минфин России рассмотрел вопрос
администрации области об освобождении от обложения налогом на добавленную
стоимость ввоза на территорию Российской Федерации и операций по реализации
изделий медицинского назначения, а также медицинской техники и сообщает
следующее.
Согласно ст.2 Федерального закона от 5
августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового
кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации о налогах" льгота по налогу на добавленную
стоимость в отношении лекарственных средств, товаров медицинского назначения и
медицинской техники, предусмотренная пп."у" п.1 ст.5 Закона Российской Федерации от 6
декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с
изменениями и дополнениями), действует до 1 января 2002 г.
Кроме того, до 1 января 2002 г. согласно пп."щ" п.1 ст.5 указанного
Закона освобождаются от налога на добавленную стоимость лекарственные средства,
изделия медицинского назначения, медицинская техника, а также сырье и
комплектующие изделия для их производства, ввозимые на территорию Российской
Федерации.
С 1 января 2002 г. в соответствии с пп.1
п.2 ст.149 и пп.2 п.1 ст.150 Кодекса освобождение от налогообложения налогом на
добавленную стоимость сохранено в отношении важнейших и жизненно необходимых
медицинских товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской
Федерации. В связи с этим для освобождения от налога на
добавленную стоимость данных медицинских товаров требуется их включение
в указанный перечень.
Одновременно необходимо отметить, что
сокращение наименований изделий медицинского назначения и изделий медицинской
техники, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость, не
приведет к ухудшению финансового положения производящих их предприятий по
следующим причинам.
В соответствии со ст.171 Кодекса
налогоплательщики имеют право уменьшить сумму налога на добавленную стоимость,
подлежащую уплате в бюджет, на суммы налога, уплаченные ими при приобретении
товаров (работ, услуг) производственного назначения. При производстве товаров,
освобождаемых от налога на добавленную стоимость, указанные суммы налога
включаются в расходы и возмещению не подлежат. Поэтому в случае установления
налога на добавленную стоимость на ряд медицинских товаров цены на них не могут
возрасти на величину данного налога.
Кроме того, как показывает практика,
размер ставки налога на добавленную стоимость не оказывает существенного
влияния на уровень как оптовых, так и розничных цен, поскольку в условиях
рыночных отношений ценообразование зависит, в основном, от спроса и предложения
на товары.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
М.А.МОТОРИН
04.06.2001