Проблемная ситуация: Наш благотворительный фонд создан
в 1997 г. с целью оказания социальной поддержки малообеспеченной категории
граждан.
Согласно ст.217 не подлежит обложению
налогом на доходы физических лиц благотворительная помощь, оказываемая
благотворительными организациями по перечням, утвержденным Правительством РФ. В
то же время указанные перечни в местных налоговых органах отсутствуют
и нет разъяснений по порядку применения этой статьи до получения
соответствующих документов.
По единому социальному налогу ст.235
Налогового кодекса определено, что плательщиками этого налога являются
работодатели, производящие выплаты наемным рабочим. Но в Методических
рекомендациях, утвержденных Приказом МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/465,
необоснованно делается вывод, что благотворительная помощь, осуществляемая
благотворительными организациями, должна облагаться единым социальным налогом.
Просим дать соответствующие указания по
срочному оформлению и утверждению в Правительстве РФ перечня благотворительных
фондов, благотворительная деятельность которых не должна подлежать
налогообложению. В этом документе должно быть указано, что благотворительные фонды,
осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом N 135-ФЗ
"О благотворительной деятельности и благотворительных организациях",
освобождаются от уплаты как налога на доходы физических лиц, так и единого
социального налога.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 июня 2001 г. N 04-04-06/305
В связи с Вашим письмом Департамент
налоговой политики сообщает следующее.
Ваше предложение заслуживает внимания и
поддержки.
По мнению Министерства финансов
Российской Федерации, данный перечень российских и иностранных
благотворительных организаций (фондов, объединений), оказывающих
налогоплательщикам гуманитарную или благотворительную помощь, должен быть в
обязательном порядке утвержден Правительством Российской Федерации. Только при
этом условии гуманитарная или благотворительная помощь, оказываемая
налогоплательщикам, будет освобождена от налогообложения.
Работа по разработке проекта
постановления возложена на Министерство труда и социального развития Российской
Федерации.
Во исполнение пп.8
ст.217 Налогового кодекса Российской Федерации Министерством труда и
социального развития Российской Федерации подготовлен проект постановления
Правительства Российской Федерации "О перечнях российских и иностранных
благотворительных организаций, суммы единовременной материальной помощи которых
физическим лицам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде
благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах) освобождаются от
налогообложения".
Пункт 2 проекта
этого постановления предусматривает право органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации ежегодно представлять на утверждение в
Правительство Российской Федерации перечни российских и иностранных
благотворительных организаций, суммы единовременной материальной помощи которых
физическим лицам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде
благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах) освобождаются от
налогообложения.
Считаем, что вопрос о включении Вашего
благотворительного фонда в данный перечень должен быть решен в соответствии с
п.2 этого постановления.
В соответствии с п.1 ст.236 гл.24 части
второй Налогового кодекса Российской Федерации "Единый социальный налог
(взнос)" объектом обложения единым социальным налогом являются выплаты и
иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем
основаниям, в том числе:
вознаграждения по договорам гражданско -
правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание
услуг), а также по авторским и лицензионным договорам;
выплаты в виде материальной помощи и иные
безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с
налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско - правового
характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг),
авторским или лицензионным договором.
Таким образом, благотворительные
организации как работодатели, безусловно, являются налогоплательщиками единого
социального налога в отношении всех выплат, производимых в пользу своих
работников (штатных и привлекаемых на условиях договоров или без договоров) за
выполнение каких-либо работ.
При этом упомянутые организации не
являются плательщиками единого социального налога в отношении тех сумм, которые
не предполагают со стороны их получателей выполнение каких-либо работ или услуг
для этих организаций, в связи с чем суммы
благотворительной помощи лицам, не выполняющим работы для благотворительной
организации, не включаются в объект налогообложения для исчисления единого
социального налога (взноса) как на основании положений ст.236, так и на
основании ст.235 Налогового кодекса Российской Федерации (в связи с отсутствием
организации - работодателя). Одновременно сообщаем, что в настоящее время
Минфином России совместно с заинтересованными министерствами и государственными
социальными внебюджетными фондами разрабатывается законопроект по внесению
изменений и дополнений в гл.24 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации "Единый социальный налог (взнос)".
В указанном законопроекте помимо других
дополнений предлагается исключить из объекта налогообложения для исчисления
единого социального налога выплаты в виде материальной помощи и иные
безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с
налогоплательщиком трудовыми, гражданско - правовыми, авторскими и
лицензионными договорами. Указанная норма приводит в настоящее время к
неправильному толкованию вопроса налогообложения благотворительных и иных
некоммерческих организаций по выплатам, производимым ими безвозмездно в пользу
физических лиц, а также грантов, предоставляемых международными и иностранными
организациями.
При этом следует
отметить, что до внесения вышеуказанных изменений и дополнений в законодательном
порядке Приказом МНС России от 28.04.2001 N БГ-3-07/138 внесены изменения в
Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального
налога (взноса), утвержденные Приказом МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/465,
в соответствии с которыми из текста Рекомендаций исключается абз.4 п.3
следующего содержания: подлежат налогообложению единым социальным налогом (взносом) "выплаты,
осуществляемые благотворительными организациями в рамках благотворительной
деятельности, в пользу физических лиц, не связанных с ними трудовым договором,
либо договором гражданско - правового характера, предметом которых является
выполнение работ или оказание услуг, либо авторским или лицензионным договором,
как в денежной, так и в натуральной форме".
Таким образом, в ближайшее время будет
решена проблема обложения единым социальным налогом благотворительных
организаций.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ
07.06.2001