Проблемная ситуация: Просим дать разъяснения по
применению ст.40 НК РФ к деятельности кредитных организаций.
1. Что следует понимать под рыночной
ценой при осуществлении операций по привлечению или размещению средств на
межбанковском рынке, так как обычно по каждой отдельной сделке применяются
различные ставки в один и тот же период времени? Например,банком выданы три однородных банковских кредита по
ставкам 4%, 4,5% и 5%. Какая из указанных ставок будет являться рыночной ценой?
2. Согласно ст.40 НК РФ налоговые органы
вправе проверять правильность применения цен по сделкам в случае отклонения
более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен,
применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам (работам, услугам) в
пределах непродолжительного периода времени. Что является непродолжительным
периодом времени при осуществлении операций по привлечению и размещению средств
на межбанковском рынке?
3. Может ли банк использовать в качестве
источника информации о рыночных ценах данные о ставках
по межбанковским кредитам, ставках по депозитам, публикуемые в "Бюллетене
банковской статистики" и "Вестнике Банка России"?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 июня 2001 г. N 04-02-05/5/17
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо и по существу вопросов сообщает следующее.
1. В соответствии с п.2
ст.5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской
деятельности" (с учетом изменений и дополнений) к банковским операциям
относится размещение привлеченных средств (денежных средств физических и
юридических лиц) во вклады (до востребования и на определенный срок) от своего
имени и за свой счет.
Письмом
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.02.2001 N
ВГ-6-02/139, согласованным с Министерством финансов Российской Федерации,
доведены до сведения налогоплательщиков Разъяснения по отдельным вопросам,
связанным с применением налогового законодательства о налогообложении прибыли
(дохода) юридических лиц, где подтверждено, что нормы ст.40 Налогового кодекса
Российской Федерации в части определения для целей налогообложения цены
товаров, работ или услуг распространяются на
деятельность кредитных организаций при осуществлении ими банковских операций, в
том числе по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во
вклады (до востребования и на определенный срок) и размещению названных привлеченных
средств от своего имени и за свой счет.
В соответствии с
п.п.4 и 5 ст.40 Налогового кодекса Российской Федерации рыночной ценой товара
(работ, услуг) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и
предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров
(работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Рынком товаров
(работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг),
определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без
значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу,
услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской
Федерации.
Исходя из
приведенного Вами в письме примера, рыночной ценой на указанный вид банковских
услуг (операций по размещению или привлечению средств на межбанковском рынке)
будут не различные процентные ставки по межбанковским кредитам, применяемые в
соответствии с кредитной политикой Вашим банком, а процентные ставки,
устанавливаемые банками по идентичным (однородным) услугам по предоставлению
таких кредитов, оказываемым на ближайшей по отношению к Вашему банку территории (например, в Москве).
2. Подпунктом 4 п.2
ст.40 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривается при
осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов право налоговых органов
проверять правильность применения цен по сделкам, в том числе в случае
отклонения более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону
понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам
(работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
Представляется, что при использовании
оценочного понятия "непродолжительный период времени" должны
учитываться особенности оказания конкретного вида банковских услуг, условия
конкретных сделок. Так, применительно к банковским операциям эту норму следует
применять исходя из сложившихся сроков исполнения и условий осуществления
идентичных банковских операций на рынке финансовых услуг при выполнении
сопоставимых (аналогичных) сделок.
Если в результате
оказания банковских услуг значительное отклонение цены сделки в
непродолжительный период времени от уровня тарифов, установленных на рынке
идентичных финансовых услуг, повлекло занижение налоговой базы и суммы налога
(авансовых платежей), то налоговый орган вправе вынести мотивированное решение
о доначислении налога и пеней, рассчитанных исходя из оценки результатов такой
сделки на основе рыночной цены на идентичные (однородные) услуги, а также вынести решение о привлечении налогоплательщика к
ответственности в порядке, предусмотренном частью первой Налогового кодекса
Российской Федерации.
В случае несогласия налогоплательщика с
действиями налогового органа вопрос о признании периода, в течение которого
имело место значительное отклонение применяемых банком цен от рыночных цен,
разрешается в судебном порядке.
3. При определении и признании рыночной
цены финансовых (банковских) услуг используются официальные источники
информации о ценах (пределах колебаний цен) и биржевых котировках органов,
регулирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации
ценообразование, и других уполномоченных органов (включая Центральный банк
Российской Федерации). Учитывая это, официальная информация Центрального банка
Российской Федерации, публикуемая им в своих периодических изданиях (включая
"Вестник Банка России" и "Бюллетень банковской
статистики"), может служить в качестве источника для информации об уровне
цен (в конкретном случае - уровне фактических процентных ставок), сложившихся
на российском рынке банковских услуг на определенные виды банковских операций.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ
07.06.2001