Проблемная ситуация: Постановлением администрации
области установлен районный коэффициент к заработной плате за работу в условиях
Крайнего Севера в размере 1,5%. Правомерно ли это? Если да, то каков порядок
учета затрат на указанные цели для целей налогообложения?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 июня 2001 г. N 04-02-05/3/38
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо по вопросу формирования себестоимости продукции (работ, услуг) для
целей исчисления налога на прибыль и сообщает следующее.
Пунктом 7 Положения
о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг),
включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования
финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552,
предусмотрено включение в себестоимость продукции (работ, услуг) выплат,
обусловленных районным регулированием оплаты труда, в том числе: выплат по
районным коэффициентам и коэффициентам за работу
в пустынных, безводных и высокогорных местностях, производимые
в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со
ст.10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О
государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в ред. Указа
Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2288 "О мерах по
приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией
Российской Федерации") предусматривается, что районный коэффициент
устанавливается законодательным органом
Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 13 Постановления Совета Министров
РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально - экономическому
развитию районов Севера" исполнительным органам субъектов Российской
Федерации предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной
плате рабочих и служащих в пределах действующих на их
территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на
указанные цели осуществляются за счет средств предприятий
и организаций, бюджетов субъектов и местных бюджетов.
В соответствии со ст.72 Конституции
Российской Федерации трудовое законодательство находится в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.76 Конституции по предметам
совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить
федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным
актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Поскольку закон, устанавливающий районные
коэффициенты к заработной плате и порядок их выплаты, до настоящего времени не
принят, то до введения единых районных коэффициентов на территории Российской
Федерации продолжают действовать нормы бывшего СССР, предусмотренные
постановлениями Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС.
Учитывая
изложенное, затраты на установление районных коэффициентов в размерах,
определенных постановлениями Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС, включаются в
себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения в порядке,
предусмотренном п.7 Положения о составе затрат по производству и реализации
продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг),
и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при
налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552.
Затраты на
установление повышенных районных коэффициентов против установленных указанными
постановлениями не должны уменьшать налоговую базу для исчисления налога на
прибыль.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ
14.06.2001