Проблемная ситуация: Российское предприятие имеет в
своем составе филиал, расположенный в другом городе, который до 2000 г. был
самостоятельным плательщиком по налогу на прибыль. В 2000 г. в связи с
принятием части второй Налогового кодекса, предприятие составляет сводный отчет
по налогу на прибыль и отчитывается по месту нахождения головной организации.
Каким образом
начиная с 2000 г. определять величину расходов на рекламу, относимых на
себестоимость продукции для целей налогообложения, предприятию, имеющему в
своем составе филиал на отдельном балансе, - по установленным нормативам исходя
из объема выручки от продажи продукции головной организации и филиала отдельно
или исходя из объема выручки в целом по организации по сводным данным?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 июня 2001 г. N 04-02-05/2/82
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо по вопросу определения величины расходов на рекламу предприятию,
имеющему в своем составе филиал на отдельном балансе, и сообщает следующее.
В соответствии с
Федеральным законом от 09.07.1999 N 155-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой
Налогового кодекса Российской Федерации" признававшиеся до 1 января 1999
г. самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и
представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате
налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами,
регулирующими порядок взимания конкретных налогов в отношении филиалов и представительств, не имеющих отдельного
баланса и (или) расчетного (текущего) счета.
Порядок расчетов с бюджетом предприятий и
организаций, в состав которых входят структурные подразделения, не имеющие
отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского)
счета, определен ст.1 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г.
N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в ред.
Федерального закона от 25 апреля 1995 г. N 64-ФЗ).
Названным Законом установлено, что
предприятия, в состав которых входят территориально обособленные структурные
подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего,
корреспондентского) счета, налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджеты
субъектов Российской Федерации, зачисляют в доходы бюджетов субъектов
Российской Федерации по месту нахождения указанных
структурных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти
структурные подразделения, определяемой пропорционально их среднесписочной
численности (фонду оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов.
Порядок определения налогооблагаемой
прибыли и суммы налога на прибыль по структурным подразделениям установлен
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 660
"О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов
Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций
в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения,
не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского)
счета". Детализация положений Закона и Постановления
Правительства Российской Федерации определена Методическими указаниями по
применению Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N
660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов
Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав
которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не
имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского)
счета" от 4 августа 1995 г. N НП-4-01/46н (с учетом изменений и
дополнений).
В указанном выше
порядке с 1 января 2000 г. производятся также расчеты по организациям, в состав
которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и
расчетный (текущий, корреспондентский) счет, с учетом особенностей,
предусмотренных Письмом МНС России от 29 февраля 2000 г. N ВГ-6-02/158@ "О
порядке исполнения филиалами и представительствами, имеющими отдельный баланс и
расчетный (текущий, корреспондентский) счет, обязанности по уплате налога на прибыль предприятий и организаций с 2000 года".
Если в целом по
организации получена прибыль, то независимо от того, получена ли она всеми
структурными подразделениями или только некоторыми из них, налог на прибыль
исчисляется и уплачивается в доходную часть бюджетов субъектов Российской
Федерации по месту нахождения структурных подразделений и определяется исходя
из средней величины удельного веса среднесписочной численности работников
(фонда оплаты труда) и удельного веса стоимости основных производственных фондов этих структурных подразделений соответственно в
среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) и стоимости
основных производственных фондов по организации в целом. Это объясняется тем,
что объектом налогообложения является валовая прибыль организации, а не прибыль
по отдельным операциям, результаты которых учтены на отдельном балансе.
Операции, учтенные на отдельном балансе, составляют лишь часть операций одного
налогоплательщика, поэтому для определения валовой прибыли как объекта
налогообложения необходимо обобщить результаты деятельности в целом по
организации - налогоплательщику.
Исходя из
вышесказанного головное предприятие определяет величину расходов на рекламу, относимых на себестоимость продукции
(работ, услуг) для целей налогообложения налогом на прибыль, по установленным
нормативам исходя из объема выручки в целом по организации - налогоплательщику.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ
14.06.2001