Проблемная ситуация: Общественный фонд -
некоммерческая организация получает денежные средства от российских и
иностранных компаний.
Данный фонд из полученных средств производит выплаты пенсионерам - бывшим работникам
предприятий в виде ежемесячных доплат к пенсии, а также оказывает материальную
помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, многодетным семьям и вдовам
погибших работников - моряков предприятий.
Должны ли суммы, выплачиваемые фондом по
вышеперечисленным основаниям, облагаться единым социальным налогом?
В абз.4 п.З Методических рекомендаций по порядку исчисления и
уплаты единого социального налога, утвержденных Приказом МНС России от
29.12.2000 N БГ-3-07/465, отражено, что выплаты, осуществляемые
благотворительными организациями в рамках своей деятельности, подлежат
обложению ЕСН. В то же время в Письме Минфина России (ответ на частный запрос)
содержится мнение, что благотворительные общества не должны являться
плательщиками ЕСН с сумм благотворительной или безвозмездной помощи лицам, не
выполняющим какие-либо работы для благотворительного фонда (Письмо N
04-04-07/39 от 26.03.2001). В том же Письме содержится мнение о разночтениях в
понимании п.1 ст.236 Налогового кодекса и необходимости внесения изменений и
дополнений в данную статью.
Просим разъяснить.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 июня 2001 г. N 04-04-07/93
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо по вопросу начисления единого социального налога на суммы
благотворительной или безвозмездной помощи, оказываемой физическим лицам
благотворительными организациями, и сообщает следующее.
В соответствии с п.1 ст.236 гл.24 части
второй Налогового кодекса Российской Федерации "Единый социальный налог
(взнос)" объектом обложения единым социальным налогом являются выплаты и
иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем
основаниям, в том числе:
вознаграждения по договорам гражданско -
правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание
услуг), а также по авторским и лицензионным договорам;
выплаты в виде материальной помощи и иные
безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком
трудовым договором либо договором гражданско - правового характера, предметом
которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным
договором.
Таким образом, благотворительный фонд как
работодатель, безусловно, является плательщиком единого социального налога в
отношении всех выплат, производимых в пользу своих работников (штатных и
привлекаемых на условиях договоров или без договоров) за выполнение каких-либо
работ.
При этом фонд не является плательщиком
единого социального налога в отношении тех сумм, которые не предполагают со
стороны их получателей выполнение каких-либо работ или услуг для фонда, в связи с чем суммы благотворительной помощи лицам, не
выполняющим работы для фонда, не включаются в объект налогообложения для
исчисления единого социального налога (взноса) как на основании положений
ст.236, так и на основании ст.235 Налогового кодекса
Российской Федерации (в связи с отсутствием организации - работодателя).
Одновременно
сообщаем, что в соответствии с Протоколом заседания Правительства Российской
Федерации от 13 апреля 2001 г. N 15 в настоящее время Минфином России совместно
с заинтересованными министерствами и государственными социальными внебюджетными
фондами разработан и представлен в Правительство Российской Федерации 31 мая
2001 г. законопроект по внесению изменений и дополнений в гл.24 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации "Единый социальный налог (взнос)".
В указанном законопроекте помимо других
дополнений предлагается исключить из объекта налогообложения для исчисления
единого социального налога выплаты в виде материальной помощи и иные
безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с
налогоплательщиком трудовыми, гражданско - правовыми, авторскими и
лицензионными договорами. Указанная норма приводит в настоящее время к
неправильному толкованию вопроса налогообложения благотворительных и иных
некоммерческих организаций по выплатам, производимым ими безвозмездно в пользу
физических лиц, а также грантов, предоставляемых международными и иностранными
организациями.
При этом следует
отметить, что до внесения вышеуказанных изменений и дополнений в
законодательном порядке Приказом МНС России от 28.04.2001 N БГ-3-07/138 внесены
изменения в Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого
социального налога (взноса), утвержденные Приказом МНС России от 29.12.2000 N
БГ-3-07/465, в соответствии с которым из текста Рекомендаций исключается абз.4
п.3 следующего содержания: подлежат налогообложению единым социальным налогом (взносом) "выплаты,
осуществляемые благотворительными организациями в рамках благотворительной
деятельности, в пользу физических лиц, не связанных с ними трудовым договором,
либо договором гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение
работ или оказание услуг, либо авторским или лицензионным договором, как в
денежной, так и в натуральной форме".
Таким образом, в ближайшее время будет
решена проблема налогообложения благотворительных организаций.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
14.06.2001