Проблемная ситуация: Прошу дать разъяснение по порядку
применения гл.23 и 24 НК РФ в следующих ситуациях:
На угледобывающем предприятии (ОАО) с
разрешения Федеральной миграционной службы РФ трудятся на постоянной основе
шахтеры - граждане Украины. Учитывая территориальную близость местонахождения
рабочих мест - шахт к территории Украины, шахтеры - граждане Украины фактически
проживают на территории Украины, но ежедневно приезжают на работу и работают на
территории РФ. Какие-либо пограничные и таможенные формальности для данной
категории граждан отсутствуют.
1. Будут ли являться достаточными для
подтверждения фактического нахождения на территории Российской Федерации в
календарном году более 183 дней следующие документы: контракт о приеме на
работу, первичные рапорты с фактически начисленной заработной платой,
разрешение Федеральной миграционной службы РФ на привлечение иностранной
рабочей силы?
2. Освобождается ли от налога на доходы
физических лиц стоимость санаторных путевок:
- приобретенных за счет бюджетных средств
и выданных работникам шахт бесплатно;
- выданных
работникам с полной или частичной компенсацией при отсутствии свободного
остатка прибыли?
3. Следует ли
руководствоваться п.6.2.4 Методических рекомендаций по порядку исчисления и
уплаты единого социального налога, утвержденных Приказом МНС России от
29.12.2000 N БГ-3-07/465, при налогообложении компенсационных выплат за время
передвижения работников, постоянно занятых на подземных работах в шахтах, к
месту работы и обратно, если он противоречит пп.2 п.1 ст.238 НК РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 июня 2001 г. N 04-04-06/346
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо и сообщает следующее.
1. Учитывая постоянный характер трудовых
отношений, существующих между ОАО и украинскими гражданами, можно сделать
заключение, что последние находятся на территории Российской Федерации свыше
183 дней в налоговом периоде. При отсутствии отметок о пересечении границы
Российской Федерации для целей уточнения статуса таких лиц могут служить любые
документы, удостоверяющие количество дней пребывания в Российской Федерации. По
нашему мнению, указанные лица могут рассматриваться с 1 января 2001 г. в
качестве налоговых резидентов Российской Федерации для целей исчисления налога
на доходы физических лиц при представлении работодателем разрешения Федеральной
миграционной службы РФ на привлечение иностранной рабочей силы, а также
документов, подтверждающих их пребывание в Российской Федерации.
Определение налоговой базы для доходов,
облагаемых по ставке 13%, производится в порядке, предусмотренном п.3 ст.210
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
2. В соответствии с п.9 ст.217 Кодекса от
налогообложения освобождаются суммы полной или частичной компенсации стоимости
путевок, за исключением туристических, выплачиваемые работодателем:
а) своим работникам и (или) членам их
семей;
б) инвалидам, не работающим в данной
организации, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок
для детей, не достигших 16-летнего возраста, в находящиеся на территории
Российской Федерации санаторно - курортные и оздоровительные учреждения при
условии, что выплаты этих сумм производятся за счет:
- средств работодателей, оставшихся после
уплаты налога на доходы организаций;
- средств Фонда социального страхования
Российской Федерации.
Суммы компенсации стоимости путевок
физическим лицам в иных
случаях следует рассматривать как доходы, подлежащие налогообложению в
установленном порядке.
3. Правовой основой обложения единым
социальным налогом (взносом) является гл.24 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации. Названный Кодекс является кодифицированным
законодательным актом прямого действия, не предусматривающим издание каких-либо
подзаконных актов, разъясняющих порядок его применения.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
22.06.2001