Проблемная ситуация: Немецкая компания, имеющая на
территории РФ представительство, зарегистрированное в налоговых органах и
выполняющее лишь представительские функции, намеревается предоставлять
российским и иностранным юридическим лицам услуги по экспедированию и доставке
в смешанном сообщении (по железной дороге и морским путем) экспортных и
транзитных грузов. Для этой цели немецкая компания собирается заключить договор
с МПС России, по которому оплата за перевозку будет производиться немецкой
компанией в соответствии со ставками, определенными Тарифной политикой.
Немецкая компания берет на себя обязательство предварительной оплаты перевозок,
предоставления необходимых документов, оказания комплекса транспортно -
экспедиторских услуг, погрузочно - разгрузочных работ
и прочих услуг по обработке грузов на основании контрактов, заключенных с
российскими и иностранными юридическими лицами. Кроме того, немецкая компания
самостоятельно осуществляет морскую перевозку грузов на принадлежащих ей
(зафрахтованных ею) морских судах.
Приведет ли данная деятельность к
образованию постоянного представительства в соответствии с Соглашением об избежании двойного налогообложения между ФРГ и РФ,
учитывая, что представительство не заключает договоров с заказчиками? Изменится
ли налоговый статус представительства только в силу факта подписания договора с
МПС России главой представительства?
Так как перевозка носит смешанный
характер, возможно ли освободить от налогообложения доходы, относящиеся к
международной морской перевозке?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 июля 2001 г. N 04-06-05/1/36
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваш запрос и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии со
ст.8 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия
об избежании двойного налогообложения в отношении
налогов на доходы и имущество особый режим налогообложения "международных
перевозок", при котором прибыль предприятия одного государства от
эксплуатации судов в международных перевозках подлежит налогообложению только в
этом государстве, не будет распространяться на перевозки железнодорожным
транспортом.
Как следует из вопроса, перевозка грузов
будет осуществляться российскими железными дорогами на основании договора,
заключенного МПС России и немецкой компанией, по которому оплата за перевозку
будет производиться немецкой компанией в соответствии со ставками,
определенными Тарифной политикой. Немецкая компания берет на себя обязательство
предварительной оплаты перевозок, предоставления необходимых документов,
оказания комплекса транспортно - экспедиторских услуг, погрузочно
- разгрузочных работ и прочих услуг по обработке грузов на основании
контрактов, заключенных с российскими и иностранными юридическими лицами.
Данные услуги немецкой компании будут
носить регулярный, активный характер, связаны с извлечением доходов на
территории Российской Федерации и в соответствии со ст.5 Соглашения могут
рассматриваться как приводящие к образованию постоянного представительства
независимо от того, кто будет подписывать контракты - головная контора или ее
представительство в Российской Федерации. Поскольку на настоящий момент у
немецкой компании уже имеется зарегистрированное в налоговых органах
представительство, выполняющее лишь представительские функции, то после
подписания Договора с МПС России (независимо от того, кто будет подписывать его
с немецкой стороны) и фактического начала предпринимательской деятельности
немецкой стороной на территории РФ статус представительства изменится
и оно будет рассматриваться как постоянное представительство, со всеми
вытекающими налоговыми обязательствами.
В смешанной перевозке посредством
железнодорожного и морского сообщения следует иметь в виду следующее. Прибыль,
полученная от осуществления морской перевозки, будет подпадать под действие
ст.8 "Международная перевозка" Соглашения и соответственно облагаться
налогом только в Германии лишь в случае перевозки грузов на собственных судах
немецкой компании или зафрахтованных немецкой стороной на условиях "бербоут - чартера" или (при определенных условиях)
"тайм - чартера". Если перевозка будет вестись на условиях
"рейсового чартера", то применению подлежит ст.7 Соглашения
"Прибыль от предпринимательской деятельности".
С учетом
вышеизложенного прибыль, полученная в результате смешанной перевозки, подлежит
налогообложению следующим образом: прибыль, полученная от перевозки
железнодорожным транспортом, будет облагаться как полученная через постоянное
представительство, а прибыль от морской перевозки, подпадающей под статус
международной, - освобождаться от налогообложения на территории России.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ
31.07.2001