Проблемная ситуация: Относятся ли к
представительским расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на
прибыль, расходы по участию работников банка в официальных собраниях,
совещаниях, семинарах, симпозиумах, конгрессах, коллегиях, форумах,
презентациях, саммитах и других официальных приемах, на которых обсуждаются
современные банковские операции и технологии, перспективы развития платежных
продуктов, политика надзорных органов в области регулирования деятельности
финансовых и банковских организаций и др.?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 августа 2001 г. N 04-02-05/5/23
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо и сообщает следующее.
В соответствии с
п.36 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты
налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.1994 N 490, на
себестоимость банковских услуг банки вправе относить затраты в соответствии со
сметами, утверждаемыми ежегодно правлением (советом) банка, в пределах
установленных в соответствии с законодательством норм и нормативов, в том числе на представительские расходы.
Согласно Приказу
Министерства финансов Российской Федерации, Министерства Российской Федерации
по налогам и сборам и Центрального банка Российской Федерации от 19.12.2000 N N 111Н, ВГ-3-02/442, ОД-636 "О Нормах и нормативах на
представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку
кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер
отнесения этих расходов на себестоимость оказываемых банками и другими
кредитными организациями услуг" (зарегистрирован Минюстом России 24.01.2001 N 2546) банкам и
другим кредитным организациям при отнесении указанных расходов на себестоимость
банковских услуг для целей налогообложения следует руководствоваться Нормами и
нормативами, утвержденными Приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н, с
учетом изменений, внесенных Приказом Минфина России от 01.03.2001 N 18н.
В соответствии с п.1
Норм и нормативов на представительские расходы, расходы на рекламу и на
подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями,
регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ,
услуг) для целей налогообложения, и порядка их применения, утвержденных
Приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н (в ред. Приказа Минфина России от
01.05.2001 N 18н),
представительские расходы, связанные с деятельностью организации, - это расходы
по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая
иностранные), участвующих в переговорах с целью установления и (или)
поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на
заседания совета (правления) или другого аналогичного органа организации.
Исходя из
изложенного расходы по участию работников банка в официальных собраниях,
совещаниях, семинарах, симпозиумах, конгрессах, коллегиях, форумах,
презентациях, саммитах и других официальных приемах не могут быть признаны
представительскими расходами банка и должны оплачиваться за счет собственных
средств банка.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ
01.08.2001