Проблемная ситуация: Российский футбольный клуб
выплачивает доход иностранному футбольному клубу по трансфертному контракту о
продаже прав на использование спортсмена на неопределенный срок. Каков порядок
налогообложения дохода иностранного футбольного клуба из источника в РФ, если:
- существует Соглашение об избежании двойного налогообложения, заключенное между
Российской Федерацией (или СССР) с иностранным государством, являющимся местом
постоянного пребывания нерезидента - иностранного футбольного клуба,
- отсутствует Соглашение об избежании двойного налогообложения, заключенное между
Российской Федерацией (или СССР) с иностранным государством, являющимся местом
постоянного пребывания нерезидента - иностранного футбольного клуба?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 августа 2001 г. N 04-06-05/2/24
Департамент налоговой политики
Министерства финансов Российской Федерации в рамках своей компетенции сообщает.
Рассмотрим ситуацию, когда существует
Соглашение об избежании двойного налогообложения,
заключенное между Российской Федерацией (или СССР) с иностранным государством,
являющимся местом постоянного пребывания нерезидента - иностранного футбольного
клуба. Российская компания выплачивает доход иностранной компании по
трансфертному контракту за право на использование спортсмена на неопределенный
срок.
В соответствии с
п.2 ст.17 Модели Конвенции по налогам на доходы и на капитал ОЭСР и
Комментариям к статьям Модели налоговой Конвенции (как и во всех налоговых
Соглашениях Российской Федерации), если доход от личной деятельности,
осуществляемой спортсменом в этом своем качестве, начисляется не самому
спортсмену, а другому лицу (для целей Конвенции термин "лицо"
включает физическое лицо, компанию и любое
другое объединение лиц), то доход может облагаться налогами в Договаривающемся
Государстве, в котором осуществляется деятельность спортсмена.
В соответствии с
п.6.4 Инструкции N 34 от 16.06.1995 "О налогообложении прибыли и доходов
иностранных юридических лиц", если получаемые иностранным юридическим лицом
доходы от источников в Российской Федерации имеют регулярный и однотипный
характер и эти доходы в соответствии с международным соглашением об избежании двойного налогообложения не подлежат обложению
налогом в Российской Федерации, то иностранное юридическое лицо, имеющее
фактическое право на получение таких
доходов, может подать заявление в местный налоговый орган о неудержании
налога от источника по форме, указанной в Приложении N 11.
Рассмотрим другую ситуацию, когда
отсутствуют международные налоговые соглашения, а российская компания
выплачивает доход иностранной компании по трансфертному контракту. В этом
случае российская компания применяет п.1.10 Инструкции N 34 от 16.06.1995
"О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц". В
соответствии с этим пунктом иностранные юридические лица, получающие доход, не
связанный с их деятельностью в Российской Федерации, через постоянные
представительства, являются плательщиками налога с дохода, получаемого от
источников в Российской Федерации. Удержание суммы налога с доходов иностранных
юридических лиц от источников в Российской Федерации производится по всем видам
доходов во всех случаях выплаты таких доходов.
Лица, выплачивающие доходы иностранным
юридическим лицам, несут ответственность за полноту и своевременность удержания
налога с доходов из источников в Российской Федерации. Налог с доходов
нерезидентов из источников в Российской Федерации удерживается лицом (налоговым
агентом), выплачивающим доход иностранному юридическому лицу, при каждом
перечислении платежа. В соответствии со ст.24 части первой Налогового кодекса
Российской Федерации налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке,
предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.
За неисполнение или ненадлежащее
исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет
ответственность в соответствии с налоговым законодательством Российской
Федерации.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ
01.08.2001