Проблемная ситуация: В ноябре 1996 г. мною был получен
беспроцентный заем от юридического лица сроком на 5 лет с равномерным
ежемесячным погашением данного займа из заработной платы.
В настоящий момент
бухгалтерия организации, ссылаясь на гл.23 Налогового кодекса Российской
Федерации, считает, что с 1 января 2001 г. у меня возникает материальная выгода
в виде превышения сумм процентов за пользование заемными средствами,
исчисленных исходя из 3/4 ставки рефинансирования, и, как следствие, удерживает
налог на доход с материальной выгоды в размере 35%.
Правомерны ли действия бухгалтерии в
данной ситуации?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 августа 2001 г. N 04-04-06/392
На Ваше письмо Департамент налоговой
политики сообщает следующее.
В соответствии со
ст.31 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в
действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении
изменений в некоторые законодательные акты о налогах" часть вторая Кодекса
применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и
сборах, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй
Кодекса, часть вторая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые
возникнут после введения ее в действие.
Новый порядок
налогообложения в отношении заемных (кредитных) средств, установленный ст.212
гл.23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового
кодекса Российской Федерации, применяется при определении материальной выгоды
за пользование заемными (кредитными) средствами после 1 января 2001 г.
независимо от того, заключен ли указанный договор займа (кредита) до или после
1 января 2001 г.
В случае получения налогоплательщиком
рублевых заемных средств налоговая база определяется как превышение суммы
процентов за пользование такими средствами, исчисленной исходя из 3/4
действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской
Федерации на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной
исходя из условий договора займа (кредита).
Определение налоговой базы при получении
дохода в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах при
получении заемных средств, осуществляется налогоплательщиком в день уплаты
процентов по полученным заемным средствам, но не реже чем раз в налоговый
период (не реже одного раза в календарном году).
Дата фактического получения дохода в виде
материальной выгоды от экономии на процентах в соответствии с пп.3 п.1 ст.223
Кодекса определяется как день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным
заемным средствам.
При уплате налогоплательщиком процентов
налогоплательщиком либо организацией - уполномоченным представителем налогоплательщика
производится исчисление налога с суммы материальной выгоды, полученной в виде
экономии на процентах за пользование заемными средствами, по ставке 35
процентов (у налогоплательщиков - нерезидентов - по ставке 30 процентов).
Следовательно, по договору займа,
заключенному в 1996 г., следует применить ставку рефинансирования,
действовавшую на дату получения займа.
Поскольку в данном случае бухгалтерия
предприятия при расчете налога с суммы материальной выгоды руководствовалась
положениями гл.23 Налогового кодекса Российской Федерации, действия бухгалтерии
являются правомерными.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ
15.08.2001