Проблемная ситуация: Организация, осуществляющая
информационно - консультационную деятельность, принимала участие в конкурсе по
аккредитации в соответствии с Положением "О порядке аккредитации при
Московском региональном отделении ФКЦБ России", утвержденным постановлением
Правительства Москвы от 06.07.1999 N 610.
По результатам конкурса организации
выдано Свидетельство об аккредитации при региональном отделении ФКЦБ. После
аккредитации организация попадает в перечень организаций, имеющих право
оказывать информационно - консультационные услуги на рынке ценных бумаг.
Может ли организация в целях
налогообложения налогом на прибыль отнести затраты по оплате сбора за участие в
конкурсе на себестоимость как расходы на рекламу?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 августа 2001 г. N 04-02-05/1/160
В связи с Вашим письмом Департамент
налоговой политики сообщает следующее.
Порядок аккредитации организаций и
предпринимателей, выразивших заинтересованность в сотрудничестве с Московским
региональным отделением ФКЦБ России и осуществляющих информационно -
консультационную деятельность, определен Положением "О порядке
аккредитации при Московском региональном отделении ФКЦБ России",
утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 06.07.1999 N 610.
Согласно указанному Положению
аккредитация проводится в целях создания организационной инфраструктуры в сфере
информационно - консультационных услуг на рынке ценных бумаг: упорядочения
деятельности организаций и предпринимателей, оказывающих такие услуги, и осуществления
контроля со стороны Московского регионального отделения ФКЦБ России за
соответствием уровня квалификации сотрудников и деятельности аккредитованных организаций договорным обязательствам, действующему
законодательству и этическим нормам, принятым на рынке ценных бумаг, а также в
целях создания и сохранения условий для добросовестной конкуренции в данной
сфере.
Аккредитованные организации имеют право:
заключать с Московским региональным отделением ФКЦБ России договоры (получать
доверенности) на проведение работ по направлениям деятельности в соответствии с
функциями, возложенными на Московское региональное отделение, согласно
Положению о Московском региональном отделении ФКЦБ России; указывать
в своих реквизитах рекламных, информационных и других документах факт
аккредитации при Московском региональном отделении ФКЦБ России с указанием
номера и даты оформления свидетельства; по согласованию с руководством
Московского регионального отделения ФКЦБ России принимать участие в
мероприятиях, проводимых Московским региональным отделением ФКЦБ России
(семинары, совещания), и получать информацию по осуществляемым направлениям
деятельности.
Свидетельство об аккредитации выдается
организациям на конкурсной основе. К участию в конкурсе не допускаются
организации, не имеющие лицензии на право осуществления соответствующей
деятельности и не уплатившие аккредитационный сбор.
Таким образом, аккредитация при
Московском отделении ФКЦБ не является обязательным условием, дающим организации
право на осуществление информационно - консультационной деятельности.
В соответствии с пп."у" п.2 Положения о составе затрат по
производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость
продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов,
учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552, в состав затрат
организации по сбыту продукции включены расходы на рекламу.
Приказом
Министерства финансов Российской Федерации от 15.03.2000 N 26н "О нормах и
нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и
переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих
размен отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей
налогообложения, и о порядке их применения" определено, что расходы на
рекламу - это расходы организации по целенаправленному информационному воздействию на потребителя для продвижения продукции (работ, услуг)
на рынках сбыта.
В частности, к
расходам организации на рекламу относятся расходы на разработку, издание и
распространение рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов,
брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и
т.п.); на разработку, изготовление и распространение
эскизов этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки,
приобретение, изготовление и распространение рекламных сувениров, образцов
выпускаемой продукции и т.д.; на рекламные мероприятия через средства массовой
информации (объявления в печати, передачи по радио и телевидению); на световую и иную наружную рекламу, на приобретение, изготовление,
копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видео-, диафильмов и
т.п.; на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей и др.; на
хранение и экспедирование рекламных материалов; участие в выставках, ярмарках,
экспозициях; на оформление витрин, выставок - продаж, комнат образцов и
демонстрационных залов; на уценку товаров, полностью или частично
потерявших свое первоначальное качество при экспонировании в витринах; на
приобретение (изготовление) и распространение призов, вручаемых победителям
розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний; на
проведение иных рекламных мероприятий, связанных с деятельностью организации.
Учитывая изложенное, считаем, что затраты
организации по оплате сбора за участие в конкурсе на аккредитацию при
Московском региональном отделении ФКЦБ не могут рассматриваться как расходы на
рекламу и включаться в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей
налогообложения.
Состав
внереализационных расходов организации, учитываемых при налогообложении,
определен п.15 Положения о составе затрат по производству и реализации
продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг),
и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при
налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской
Федерации от 05.08.1992 N 552, и не предусматривает уменьшение налогооблагаемой
базы на сумму платы за участие в конкурсе по аккредитации.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ
16.08.2001