Проблемная ситуация: Каков порядок применения единого
социального налога организацией (ЗАО), применяющей упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности в г. Москве, при выплате дивидендов
физическим лицам - акционерам по итогам 2000 г. в 2001 г.? Вправе ли ЗАО засчитывать
сумму уплаченного единого налога на совокупный доход, учитывая положения п.2
ст.214 НК РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 августа 2001 г. N 04-02-05/1/163
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо и по существу вопросов сообщает следующее.
Правовые основы введения и применения
упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства определены Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ
"Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов
малого предпринимательства".
Указанным Законом субъектам малого
предпринимательства предоставлено право выбора на добровольной основе системы
налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе.
В соответствии с
п.1 ст.2 указанного Закона действие упрощенной системы налогообложения, учета и
отчетности распространяется на организации с предельной численностью работающих
(включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско - правового
характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности и
при условии, что совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика в
течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы
налогообложения, учета и отчетности, не превышает 100 000-кратного минимального
размера оплаты труда.
Предельная численность работающих для
организации включает численность работающих в их филиалах и подразделениях.
Официальным документом, удостоверяющим
право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы
налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один
календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных
предпринимателей на налоговый учет.
В соответствии со ст.3 Федерального
закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства" объектом обложения единым налогом
организаций в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности
устанавливается совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или
валовая выручка, полученная за отчетный период.
Выбор объекта налогообложения
осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со
ст.1 Закона г. Москвы от 16.10.1996 N 29 "О порядке налогообложения
субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности" объектом обложения единым налогом
субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, применяющих упрощенную
систему налогообложения, учета и отчетности, в отчетном периоде (квартале)
устанавливается валовая выручка за отчетный период или совокупный доход,
полученный за отчетный период в зависимости от доли совокупного дохода в валовой выручке.
Статьей 2 вышеназванного Закона г. Москвы
устанавливаются ставки единого налога, подлежащего зачислению в бюджет г.
Москвы,
от валовой выручки:
3,67 процента для юридических лиц,
осуществляющих виды деятельности, определенные названным Законом в качестве
приоритетных для г. Москвы, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке
составляет до 40 процентов;
6,67 процента для юридических лиц, у
которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет до 40 процентов
(кроме юридических лиц, для которых ставка единого налога установлена в размере
3,67 процента от валовой выручки);
на совокупный доход:
16 процентов для юридических лиц, у
которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет от 40 процентов до
45 процентов включительно;
18 процентов для юридических лиц, у
которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет от 45 процентов до
50 процентов включительно;
20 процентов для юридических лиц, у
которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет более 50
процентов.
Субъекты малого предпринимательства,
перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и
уплачивающие единый налог, не являются плательщиками налога на прибыль, но для
них сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных
пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов и
отчислений в государственные социальные фонды.
Учитывая это, а также в соответствии с
п.2 ст.236 Налогового кодекса Российской Федерации организации, применяющие
упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, по нашему мнению,
должны являться плательщиками единого социального налога.
При этом следует иметь в виду, что
организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и
отчетности, выплачивают доходы в виде дивидендов физическим лицам - акционерам
и в общеустановленном порядке удерживают у источника налог соответственно по
ставке 30 процентов и перечисляют его в доход федерального бюджета.
Статьей 214 Налогового кодекса Российской
Федерации предусмотрены особенности уплаты налога на доходы от долевого участия
в деятельности организаций. В частности, при выплате российской организацией
дивидендов физическому лицу - налоговому резиденту Российской Федерации
засчитывается налог на прибыль, уплаченный организацией с распределяемой в виде
дивидендов прибыли.
Указанный порядок зачета налога не
распространяется на организации, применяющие упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ
22.08.2001
Приложение
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
16 октября 1996 г. N 29
О ПОРЯДКЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ПРИМЕНЯЮЩИХ
УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ,
УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ
(извлечение)
"Статья 1. Объект налогообложения
Объектом обложения единым налогом
субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, применяющих упрощенную
систему налогообложения, учета и отчетности, в отчетном периоде (квартале)
устанавливается валовая выручка за отчетный период или совокупный доход,
полученный за отчетный период в зависимости от доли совокупного дохода в
валовой выручке.
Статья 2. Ставки единого налога
Устанавливаются следующие ставки единого
налога, подлежащего зачислению в бюджет города Москвы:
1. От валовой выручки:
- 3,67 процента для
юридических лиц, осуществляющих виды деятельности, определенные статьей 3
настоящего Закона в качестве приоритетных для города Москвы, у которых доля
совокупного дохода в валовой выручке составляет до 40 процентов;
- 6,67 процента для
юридических лиц, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет
до 40 процентов (кроме упомянутых в части 1 п.1 настоящей статьи).
2. На совокупный доход:
- 16 процентов для юридических лиц, у
которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет от 40 процентов до
45 процентов включительно;
- 18 процентов для юридических лиц, у
которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет от 45 процентов до
50 процентов включительно;
- 20 процентов для юридических лиц, у
которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет более 50 процентов."