Проблемная ситуация: Администрация предприятия
заключила с профсоюзом коллективный договор и соглашение, в соответствии с которыми администрация предприятия перечисляет денежные
средства профсоюзу на цели, связанные с охраной труда работников предприятия.
При этом стороны действуют в соответствии с действующим законодательством, в
частности на основании Закона РФ "О коллективных договорах и
соглашениях", Закона РФ "О профессиональных союзах, их правах и
гарантиях деятельности", Федерального закона РФ "Об основах охраны труда
в Российской Федерации" и КЗоТ РФ. Приведенные нормативные акты позволяют
передать в ведение профсоюза вопрос охраны труда и управления выделенными для
этого средствами.
Правомерно ли в такой ситуации отнесение
на себестоимость средств, перечисленных предприятием профсоюзу на цели,
связанные с охраной труда?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 сентября 2001 г. N 04-02-05/1/175
Департамент налоговой политики
на Ваш запрос сообщает следующее.
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N
181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" установлено,
что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организациях
возлагаются на работодателя.
Согласно ст.12 этого Федерального закона
в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации,
осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100
работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по
охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой
области.
В организации с численностью 100 и менее
работников решение о создании службы охраны труда или введении должности
специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности
данной организации. При отсутствии в организации службы охраны труда
(специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами
или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
На основе
разработанных в соответствии со ст.12 Федерального закона "Об основах
охраны труда в Российской Федерации" Рекомендаций по организации работы
службы охраны труда в организации, утвержденных Постановлением Министерства
труда и социального развития Российской Федерации от 8 февраля 2000 г. N 14, в
организациях, осуществляющих производственную деятельность, разрабатываются
положения о службе охраны труда, учитывающие специфику их организационно -
правовых форм.
Службу рекомендуется организовывать в
форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из
штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником)
службы.
Структуру и численность работников службы
определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих,
характера условий труда и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда на
предприятии, утвержденных Постановлением Минтруда России от 10 марта 1995 г. N
13. Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для
выполнения работниками службы своих полномочий (разд.V).
На должность специалиста по охране труда
назначаются, как правило, лица, отвечающие требованиям, изложенным в п.17
разд.VI Рекомендаций.
В организациях с численностью 100 и менее
работников руководитель может возложить обязанности по охране труда на другого
специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего
обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять
должностные обязанности специалиста по охране труда.
Таким образом, в целях охраны труда в
организации руководитель должен организовать службу охраны труда или ввести
должность специалиста по охране труда; при определенной численности работников
- возложить обязанности по охране труда на другого специалиста либо заключить
договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области
охраны труда.
Все категории указанных лиц должны пройти
специальное обучение по охране труда.
Представители
профессиональных союзов могут входить в состав комитетов (комиссий) по охране
труда, создаваемых руководителями в организациях с численностью более 10
работников, в целях организации разработки раздела коллективного договора
(соглашения) об охране труда, совместных действий работодателя и работников по
обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного
травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведения проверок условий
и охраны труда на рабочих местах (ст.13 вышеназванного Федерального закона).
Рекомендациями по организации работы
службы охраны труда в организации предусматривается взаимодействие службы
охраны труда организации в своей деятельности с уполномоченными (доверенными)
лицами по охране труда профессиональных союзов и другими структурами.
Федеральным законом от 12 января 1996 г.
N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях
деятельности" также предусматривается право профсоюзов осуществлять
профсоюзный контроль за состоянием охраны труда через
свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также
собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений,
утверждаемых профсоюзами.
Названными выше законодательными и
нормативными актами не предусматривается право руководителей организаций
передавать обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в
организации в ведение профсоюзных организаций, а также право профсоюзов
управлять охраной труда в организации.
С учетом изложенного средства,
перечисляемые профсоюзу на цели обеспечения выполнения
требований охраны труда в организации, в состав затрат, относимых на
себестоимость продукции (работ, услуг), включаться не должны.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
18.09.2001