Проблемная ситуация: Федеральным законом "О
финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации"
устанавливаются минимальные нормативы зачисления федеральных и региональных
налогов в местные бюджеты. В частности, к собственным доходам местных бюджетов
отнесена часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5% в среднем
по субъекту РФ. Следуя данной формулировке, налог на прибыль, направляемый в
доходы местных бюджетов, в среднем по субъекту должен быть в пределах 5%
ставки. Однако в Письме Министерства финансов РФ от 29 января 1998 г. N
02-08-09 приведены Методические рекомендации по применению отдельных положений
вышеназванного Федерального закона, согласно которым при
распределений между муниципальными образованиями
налога на прибыль в качестве базового показателя берется объем налогооблагаемой
прибыли.
Специфика нашей области состоит в том,
что область формирует свой бюджет в большей части за счет одного бюджетообразующего предприятия. В этой связи муниципалитет,
на территории которого находится данное предприятие, находится в наиболее
выгодном положении, что затрудняет межбюджетное выравнивание. И есть тому
пример. Так, введение федеральным законодательством 5% "муниципального
налога" позволило муниципалитету, на территории которого расположено бюджетообразующее предприятие, минимизировать ставку
данного налога до 1%, в то время как отмена налога на содержание жилищного
фонда привела к сокращению доходов большинства муниципальных
бюджетов и установление на их территории максимальной 5% ставки не компенсировало
потерь.
Просим рассмотреть вопрос об отмене
Письма Министерства финансов Российской Федерации от 29 января 1998 г. N
02-08-09.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 октября 2001 г. N 04-02-03/155
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо и сообщает следующее.
Согласно ст.8 Бюджетного кодекса
Российской Федерации к компетенции органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в области бюджетных правоотношений относится распределение
доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов Российской
Федерации между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами.
Методические
рекомендации по применению отдельных положений Федерального закона от
25.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в
Российской Федерации" в работе по формированию местных бюджетов и
межбюджетных отношений внутри субъекта Российской Федерации на 1998 год,
доведенные Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 29.01.1998 N
02-08-09, разъясняют положения вышеупомянутого Закона и не носят обязательного
характера. Положения данных Методических
рекомендаций могут быть использованы в том числе при
расчете нормативов регулирующих, передаваемых в бюджеты муниципальных
образований.
Одновременно сообщаем, что с 1 января
2001 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О
введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и
внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах",
который обязателен к применению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст.8
указанного Федерального закона организации, кроме зачисления налога на прибыль
в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, зачисляют налог
на прибыль в местные бюджеты по ставкам, устанавливаемым представительными
органами местного самоуправления в размере не свыше 5%. Таким образом, данным
Федеральным законом вводится дополнительная ставка налога на прибыль в размере
не свыше 5% для зачисления в местные бюджеты.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ
05.10.2001