Проблемная ситуация: Предприятие в рамках рекламных
мероприятий передает торговым организациям - покупателям своей продукции
различные малоценные предметы, на которых изображен торговый знак предприятия.
Указанное имущество передается бесплатно
с целью рекламирования продукции предприятия путем размещения данного имущества
в торговых точках.
По нашему мнению, данное рекламное
мероприятие в соответствии со ст.19 Федерального закона "О рекламе"
от 18.07.1995 N 108-ФЗ является спонсорством и в соответствии с Положением о
составе затрат стоимость данного спонсорского вклада может быть отнесена на
себестоимость продукции в момент передачи имущества как рекламные расходы.
Верно ли это?
Поскольку в соответствии со ст.19
вышеуказанного Закона спонсорский вклад признается платой за рекламу, то в
какой момент данный вклад может быть отнесен на себестоимость: в момент
передачи имущества или же равномерно в течение срока действия договора?
Возможно ли предъявление бюджету сумм
налога на добавленную стоимость в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ
для налоговых вычетов: т.е. при соблюдении условий оплаты и оприходования
имущества?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 октября 2001 г. N 04-02-05/1/180
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо и по поставленным вопросам сообщает следующее.
1. В соответствии со
ст.19 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" под
спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим лицом
(спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов
интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность
другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях
распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.
Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый
соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.
Исходя из Вашего
письма можно сделать вывод, что между
сторонами заключен договор об установлении спонсорских отношений. На основании
п.4 ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора
определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание
соответствующего условия предписано законами и иными правовыми актами.
В соответствии со ст.2 Федерального
закона "О рекламе" рекламой юридического лица является
распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация об этом
лице, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана
формировать или поддерживать к нему интерес. В данном случае способ подачи
информации, ее объем, при котором эта информация способна обеспечить интерес к
рекламируемому лицу, определяются по свободному волеизъявлению организации -
спонсора. При таких условиях распространяемую информацию, по
нашему мнению, следует считать рекламой с соответствующим отнесением расходов
на себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах и в соответствии с
нормами, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от
15 марта 2000 г. N 26н "О нормах и нормативах на представительские
расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на
договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения
этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей
налогообложения, и порядке их применения" (в ред. Приказа Минфина России
от 01.03.2001 N 18н).
2. Пунктом 12 Положения
о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг),
включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования
финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552,
установлено, что затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в
себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому
они относятся.
3. Согласно п.1 ст.146 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации передача товаров (работ, услуг) на
безвозмездной основе признается объектом обложения налогом на добавленную
стоимость.
В соответствии с п.2 ст.171 Кодекса
вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные
налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на
территории Российской Федерации, при условии использования этих товаров (работ,
услуг) при осуществлении операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.
Учитывая изложенное,
суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по малоценным предметам,
передаваемым безвозмездно ОАО торговым организациям - покупателям их продукции,
принимаются к вычету в общеустановленном порядке.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ
05.10.2001