Проблемная ситуация: Предприятие выполняет научно -
исследовательские работы на основании заключенных договоров с заказчиками
научно - технической продукции. При списании затрат на реализованную продукцию
отчетного периода предприятие использует метод списания затрат пропорционально
объему выполненных работ на основании подписанных актов приемки - передачи с
заказчиками в общем объеме работ, выполняемых в отчетном периоде. В договоре на
выполнение НИОКР предусмотрена типовая смета затрат для выполнения указанных
работ, служащая основанием для формирования договорной цены, однако по каждому
договору учет затрат не ведется ввиду значительного объема договоров и
сложности учета затрат, непосредственно относящихся к конкретному договору.
Являются ли Типовые методические рекомендации
по планированию, учету и калькулированию
себестоимости научно - технической продукции, утвержденные Письмом Миннауки
России от 15.06.1994 N ОР-22-2-46, п.7 которых предписывает группировать
затраты по созданию научно - технической продукции по договорам, обязательными
для применения?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 октября 2001 г. N 04-02-05/3/63
Департамент налоговой политики в связи с
Вашим запросом сообщает следующее.
Налогоплательщики,
получающие прибыль (доход) от предпринимательской деятельности, уплачивают
налог на прибыль в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N
2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и Инструкцией
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.06.2000 N 62
"О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и
организаций".
В соответствии с п.2.3 Инструкции
перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок
формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой
прибыли, определяются федеральным законом.
До принятия
указанного закона при определении состава затрат, включаемых в себестоимость
продукции (работ, услуг), следует руководствоваться Положением о составе затрат
по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в
себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых
результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552, а также
особенностями состава затрат, определенными соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации по согласованию с
Минэкономразвития России и Минфином России.
Таким образом,
разработанные Министерством науки и технической политики Российской Федерации в
соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992
N 552 Типовые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно - технической
продукции (утв. 15.06.1994 N ОР-22-2-46) являются нормативным актом,
обязательным для применения при исчислении налога на прибыль всеми
предприятиями, выполняющими работы по созданию научно - технической продукции.
Пунктом 7 указанных Методических
рекомендаций предусмотрено, что затраты по созданию научно - технической
продукции должны группироваться по договорам (заказам) на создание научно -
технической продукции.
Согласно п.27 Методических рекомендаций
учет затрат основной деятельности научной организации производится по позаказному
методу. Объектом учета и калькулирования является
отдельная работа, выполняемая по договору (заказу) на ее проведение.
Прямые затраты включаются в себестоимость
работы на освоение первичной документации по прямому признаку. Накладные
расходы ежемесячно распределяются между договорами (заказами) на создание
научно - технической продукции пропорционально объемам выполненных работ по
отдельным договорам (заказам) в договорных ценах. Допускается распределение
накладных расходов пропорционально затратам на оплату труда работников,
непосредственно занятых созданием научно - технической продукции, стоимости
основных производственных средств или иным способом, отражающим специфику
данной научной организации.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ
05.10.2001