Проблемная ситуация: Просим указать, в бюджеты какого уровня действующей в настоящее время
бюджетной системы должны зачисляться доходы от реализации конфискованного,
бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к
государству, и кладов.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 октября 2001 г. N 04-05-18/20
Департамент налоговой политики совместно
с Юридическим департаментом рассмотрел Ваше письмо о порядке распределения по
уровням бюджета доходов от реализации конфискованного,
бесхозяйного имущества, имущества, переходящего по праву наследования к
государству, и кладов и сообщает.
Статьей 218 Гражданского кодекса
Российской Федерации установлены основания приобретения права собственности. Среди прочих оснований Кодекс предусмотрел приобретение права
собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник
которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или
на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным
законом.
Бесхозяйная вещь в соответствии со ст.225
Гражданского кодекса Российской Федерации может поступать по решению суда в
муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование
и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в
силу приобретательной давности.
Как установлено ст.233 Гражданского
кодекса Российской Федерации, клад поступает в собственность лица, которому
принадлежит имущество, где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад. В случае
обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или
культуры, они подлежат передаче в государственную собственность.
Статьей 243 Гражданского кодекса
Российской Федерации предусмотрено, что имущество может быть безвозмездно
изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления
или иного правонарушения (конфискации).
Начиная с 1995 г. в
соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий
финансовый год в федеральный бюджет зачисляется 100 процентов средств,
полученных от реализации имущества, конфискованного по вступившим в законную
силу приговорам, определениям и постановлениям судов (судей), за исключением
средств и другого имущества, в отношении которого установлен особый порядок распоряжения
и реализации.
Статьей 552 Гражданского кодекса РСФСР
определены случаи перехода наследственного имущества по праву наследования к
государству.
Согласно пп."а" п.34 Инструкции Минфина СССР от 19.12.1984 N
185 средства, вырученные от реализации имущества, перешедшего в установленном
порядке по праву наследования к государству, зачисляются в доход бюджета
союзной республики. На момент принятия Инструкции и до 1991 г. под указанным
определением понимались бывшие союзные республики Союза ССР, в том числе РСФСР.
С принятием Конституции Российской
Федерации в 1993 г. изменилось федеральное устройство РСФСР. Согласно
Конституции Российской Федерации (ст.5) в составе Российской Федерации
находятся субъекты Российской Федерации, являющиеся равноправными. Федеративное
устройство Российской Федерации основано, в том числе на разграничении
предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Понятие "союзная республика" не является равнозначным по отношению к
понятию "субъект Российской Федерации".
Издавать нормативные правовые акты по
предмету ведения Российской Федерации - гражданскому законодательству (в
частности, наследственному праву) - субъект Российской Федерации согласно ст.71
Конституции Российской Федерации не может.
Согласно ст.71 Основ законодательства
Российской Федерации о нотариате при переходе имущества по праву наследования к
государству свидетельство о праве на наследство выдается соответствующему
государственному органу. Следует отметить, что налоговые органы, представляя
интересы Российской Федерации, являются территориальными органами федерального
органа исполнительной власти. Согласно Конституции Российской Федерации
реализовать полномочия и представлять интересы государства (Российской
Федерации) не могут органы субъектов Российской Федерации.
В связи с изложенным полагаем, что средства от реализации имущества и
денежные средства вкладов, переходящих по праву наследования государству, должны
перечисляться в доход федерального бюджета.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.САЛИНА
12.10.2001