Проблемная ситуация: Просим разъяснить последствия
принятия закона о ратификации Конвенции между Правительством Российской
Федерации и Правительством Королевства Бельгии об избежании
двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в
отношении налогов на доходы и имущество, подписанной в г.Москве 16 июня 1995 года, для бюджетов различных
уровней.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 мая 1996 г. N 04-06-06
В связи с Вашим запросом Министерство
финансов Российской Федерации представляет информацию к вопросу о ратификации
Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством
Королевства Бельгии об избежании двойного
налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении
налогов на доходы и имущество, подписанной в г.Москве 16 июня 1995 года.
Говоря о последствиях принятия закона о
ратификации указанной Конвенции для бюджетов различных уровней, необходимо прежде всего иметь в виду ее отличия от
применяемого в настоящее время Российской Федерацией Соглашения между
Правительствами СССР и Бельгии об избежании двойного
налогообложения доходов и имущества от 17 декабря 1987 года. Они состоят в
следующем:
1. Конвенция предусматривает, что
налогообложение прибыли от предпринимательской деятельности предприятия одного
договаривающегося государства в другом договаривающемся государстве
производится, если такое лицо осуществляет деятельность в этом другом
государстве через постоянное представительство. При этом в отношении
строительно-монтажных работ установлено, что получаемая от этой деятельности
прибыль будет облагаться налогом, если продолжительность таких работ превышает
12 месяцев. По Соглашению этот срок составляет 24 месяца, т.е. при наличии
определенной бельгийской строительной активности в РФ, в частности,
предполагаемого возведения центра оптовой торговли, стекольного завода и завода
по переработке бытовых отходов в Московской области, бюджет указанного субъекта
РФ, а также федеральный бюджет получат больше доходов в случае применения
Конвенции.
2. Право взимать налоги с дивидендов,
получаемых из другого договаривающегося государства, предоставлено стране -
получателю. В то же время оговаривается право взимания налога и в стране -
источнике, однако в этом случае налог не может превышать по Соглашению 15, а по
Конвенции 10 процентов от сумм соответствующих выплат. При этом следует иметь в
виду, что в Бельгии уже функционируют 20 акционерных обществ с участием
российского капитала в области торговли химическими товарами, нефтью и
нефтепродуктами, автомобилями, алмазами и ювелирными изделиями, минеральными
удобрениями, а также транспортных услуг. В России создано 40 совместных
предприятий с участием бельгийских фирм в области производства АТС,
программного обеспечения, предоставления услуг международной связи, переработки
древесины, эксплуатации гостиничных комплексов и других. С учетом того, что с 1
января 1996 г. суммы налога на дивиденды поступают исключительно в федеральный
бюджет, после вступления Конвенции в силу будет иметь место некоторое уменьшение
поступлений в этот бюджет от бельгийских юридических и физических лиц по этому
виду налога. Однако оно в значительной степени будет компенсировано за счет
увеличения поступлений как в федеральный, так и в
бюджеты субъектов РФ в отношении прибыли и доходов, полученных российскими
организациями и гражданами на территории Бельгии.
Право взимать налоги с процентов,
выплачиваемых по разным долговым обязательствам, предоставлено стране -
получателю. В то же время с отдельными странами оговорено право взимания налога
и в стране - источнике, однако в этом случае налог не может превышать по
Соглашению 15, а по Конвенции - 10 процентов от сумм соответствующих выплат.
При этом и в Соглашении и в Конвенции имеются положения о том, что проценты не
подлежат налогообложению в том Договаривающемся Государстве, в котором они
возникают, когда речь идет о банковских кредитах, а также займах,
предоставленных органами власти другого Государства или под их гарантию. При
этом следует иметь в виду, что на межправительственном уровне Бельгия России
кредитов не предоставляла, а общая сумма задолженности российских организаций
по бельгийским банковским и коммерческим кредитам составляет на сегодня 400 млн.долларов США, а по
незастрахованной коммерческой задолженности бельгийским фирмам за произведенные
в 1990-91 гг. поставки различных товаров - 160 млн. С учетом того, что с 1
января 1996 г. суммы налога на проценты также поступают исключительно в федеральных бюджет, после
вступления Конвенции в силу будет иметь место незначительное уменьшение
поступлений в этот бюджет от бельгийских фирм по этому виду налога. Интересы
бюджетов субъектов РФ вообще никак не затрагиваются.
3. Конвенция в отличие от Соглашения не
предусматривает исключительное право страны постоянного местожительства физического
лица облагать подоходным налогом доходы, получаемые этим лицом в другой стране,
от работы, связанной со строительными и монтажными объектами, которые не
рассматриваются как постоянные представительства, а также вознаграждения
технических специалистов. После вступления Конвенции в силу доходная часть
российских бюджетов различных уровней расширится, учитывая более высокий
уровень заработной платы бельгийских граждан.
07.05.96 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ