Проблемная ситуация: На территории области
функционирует АООТ, основным видом деятельности которого является выполнение государственной социальной
функции по обеспечению бытовым топливом населения области, проживающего в домах
с печным отоплением.
На основании Указа Президента РФ от
28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования
цен (тарифов)" твердое топливо (дрова, уголь, торфобрикет) входит в
перечень тех видов продукции (товаров, услуг), цены на которые регулируются
Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти.
Помимо этого, в
соответствии с Законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от
24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", от
18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", от
15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" за счет средств
бюджетов субъектов РФ отдельным категориям граждан предоставляется
50-процентная скидка в оплате топлива в
пределах норм, установленных для продажи населению.
Таким образом, реализация топлива
населению осуществляется по регулируемым ценам, значительно меньшим, чем цены
приобретения топлива.
На покрытие разницы в ценах бюджет
выделяет обществу субсидии.
Пунктом 13 ст.40 Налогового кодекса РФ
определено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным
регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством
РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Однако инспекция МНС по области своим
письмом от 23.07.2001 N 06-06-05/3846 требует производить уплату налогов с
суммы 50-процентной скидки.
Просим Вас разъяснить порядок определения
объекта налогообложения по налогу содержание жилищного фонда и объектов
социально - культурной сферы и по налогу на пользователей автомобильных дорог.
Подлежат ли субсидии, выделенные из
бюджета на покрытие разницы в ценах, в том числе 50-процентная скидка,
налогообложению по вышеназванным платежам?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 октября 2001 г. N 04-05-11/76
Департамент налоговой политики совместно
с Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности рассмотрел Ваше
письмо и сообщает следующее.
В соответствии с Законом Российской
Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской
Федерации" (с изменениями и дополнениями) объектом налогообложения по
налогу на пользователей автомобильных дорог является выручка, полученная от
реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной
ценами товаров, реализуемых в результате заготовительной, снабженческо
- сбытовой и торговой деятельности.
Согласно ст.54 части первой Налогового
кодекса Российской Федерации налогоплательщики - организации исчисляют
налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров
бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных
об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
В бухгалтерском
учете предприятия сумма выручки от реализации продукции (работ, услуг)
учитывается на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)"
(применительно к Плану счетов бухгалтерского учета бухгалтерского учета
финансово - хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению,
утвержденным Приказом Минфина СССР), а в годовой и квартальной отчетности
отражается по строке 010 формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках".
Для целей признания
в бухгалтерском учете доходов, расходов по хозяйственным операциям, выявления
финансового результата деятельности организации и отражения этих показателей в
бухгалтерской отчетности следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому
учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным Приказом
Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 N 32н, и Положением по
бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 N 33н (настоящие Положения введены в действие с 1
января 2000 г.).
В тех случаях,
когда коммунальным предприятиям администрациями утверждаются экономически
обоснованные тарифы с обязательным возмещением из бюджета между этими тарифами
и действующими в этом регионе для населения, то в бухгалтерском учете их
выручка от реализация продукции (работ, услуг) признается в размере
задолженности платежей с населения (с предприятий), рассчитанной по тарифам для
населения (для предприятий), и задолженности соответствующих бюджетов - по
суммам разницы в вышеуказанных
тарифах.
Возникновение обязательств по уплате
налога на пользователей автомобильных дорог зависит от принятой организацией
учетной политики (п.27 Инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59 "О порядке
исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды").
В аналогичном порядке производилось исчисление
налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы до
1 января 2001 г.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.САЛИНА
19.10.2001