Проблемная ситуация: Просим рассмотреть вопрос о
внесении изменений в ст.ст.164 и 165 НК РФ в отношении порядка применения
ставки НДС в размере 0%.
1. По ст.164.
В соответствии с
пп.2 п.1 ст.164 НК РФ налогообложение работ и услуг, непосредственно связанных
с производством и реализацией товаров, экспортируемых за пределы территории РФ,
производится по ставке в размере 0%. Данное положение распространяется на работы
(услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке
экспортируемых за пределы территории РФ товаров, выполняемых российскими
перевозчиками, и, кроме того, на иные подобные работы (услуги).
Поскольку к иным подобным работам
(услугам) относятся услуги экспедиторов, по нашему мнению, целесообразно в
данный пункт НК РФ внести изменения в части уточнения понятия
"перевозчик".
2. По ст.165.
В соответствии с
п.4 ст.165 НК РФ одним из документов, представляемых в налоговые органы для
подтверждения права на применение ставки НДС в размере 0% при оказании услуг,
связанных с транспортировкой через таможенную территорию РФ товаров, помещенных
под таможенный режим транзита, является грузовая таможенная декларация (ее
копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск
товаров в таможенном режиме транзита, и
пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы
таможенной территории РФ. Вместе с тем в соответствии со ст.169 Таможенного
кодекса РФ форма и порядок декларирования, а также перечень сведений,
необходимых для таможенных целей, определяется ГТК России.
Согласно Приказу ГТК России от 20.05.1996
N 304 и в соответствии с п.2 Письма ГТК России от 30.09.1998 N 01-15/20413
"О документах, используемых в качестве таможенных деклараций" при
заявлении таможенного режима транзита (за исключением перевозок по процедуре
МДП) в качестве таможенной декларации используется документ контроля
за доставкой товаров.
Следовательно, возникает несоответствие
предусмотренного в ст.165 НК РФ перечня документов, предоставляемых в налоговые
органы для подтверждения ставки 0%, применяемой при таможенном режиме транзита,
документам, установленным таможенными органами для оформления этого режима. В
связи с этим, по нашему мнению, целесообразно внести изменения в п.4 ст.165 НК
РФ.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 октября 2001 г. N 04-03-08/52
Минфин России рассмотрел Ваше письмо,
поступившее из Аппарата Правительства Российской Федерации, по вопросу внесения
изменений в ст.ст.164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации в отношении порядка применения ставки налога на добавленную стоимость
в размере 0 процентов и по согласованию с МНС России сообщает следующее.
В соответствии с пп.2 п.1 ст.164 гл.21
"Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса
Российской Федерации налогообложение работ и услуг, непосредственно связанных с
производством и реализацией товаров, экспортируемых за пределы территории
Российской Федерации, производится по ставке в размере 0 процентов. Данное
положение распространяется на работы (услуги) по сопровождению,
транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории
Российской Федерации товаров, выполняемые российскими перевозчиками, и, кроме
того, на иные подобные работы (услуги).
По нашему мнению, к иным подобным работам
и услугам могут относиться работы и услуги по сопровождению, экспедированию,
хранению экспортируемых товаров, а также работы по перевалке грузов,
выполняемые как российскими перевозчиками, так и иными российскими
организациями (портами, экспедиторами, терминалами).
В связи с изложенным вышеперечисленные
работы (услуги), оказываемые российскими организациями, следует облагать
налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов.
Кроме того, согласно положениям
вышеуказанного подпункта п.1 ст.164 Кодекса аналогичный порядок применения
налога на добавленную стоимость, по нашему мнению, действует по работам
(услугам), выполняемым в отношении товаров, импортируемых в Российскую
Федерацию.
Что касается
документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения права на
применение ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов при
оказании услуг, связанных с транспортировкой через таможенную территорию
Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита, то на
основании п.4 ст.165 Налогового кодекса одним из таких документов является
грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме
транзита, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за
пределы таможенной территории Российской Федерации. Вместе с тем в соответствии
со ст.169 Таможенного кодекса Российской Федерации форма и порядок
декларирования, а также перечень сведений, необходимых для таможенных целей,
определяется ГТК России.
Согласно Приказу ГТК России от 20.05.1996
N 304 и в соответствии с п.2 Письма ГТК России от 30.09.1998 N 01-15/20413
"О документах, используемых в качестве таможенных деклараций" при
заявлении таможенного режима транзита (за исключением перевозок по процедуре
МДП) в качестве таможенной декларации используется документ контроля
за доставкой товаров.
Учитывая изложенное, при документальном
подтверждении факта оказания услуг по перевозке товаров, помещенных под
таможенный режим транзита, в налоговые органы вместо грузовой таможенной
декларации (ее копии), по нашему мнению, возможно
представлять документ контроля за доставкой товаров с отметками таможенных
органов отправления и назначения.
Одновременно сообщается, что Минфин
России и МНС России разделяют Ваше мнение о целесообразности внесения
соответствующих уточнений в ст.ст.164 и 165 Налогового кодекса.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
М.А.МОТОРИН
19.10.2001