Проблемная ситуация: Некоммерческой организации
предоставлен грант Фонда Форда, который может быть израсходован только на
благотворительные, научные, литературные или образовательные цели.
Согласно условиям гранта организация
направляет полученные от грантодателя целевые
средства на поддержку российских исследований в области социальной политики.
Поддерживаются отдельные исследователи, отбор которых происходит на условиях
открытого конкурса заявок на реализацию проектов. Победителям конкурса
(физическим лицам) выделяются стипендии. Стипендиатом является физическое лицо,
принимающее участие в проведении исследования. Выплаты стипендий осуществляются
путем безналичного перевода средств на личный банковский счет стипендиата.
Облагаются ли
стипендиальные выплаты физическим лицам единым социальным налогом, если учесть,
что, во-первых, источником средств, за счет которых производятся выплаты,
является грант Фонда Форда, то есть целевые средства, поступившие на уставную
непредпринимательскую деятельность организации, которые не являются доходом
(прибылью) организации и, следовательно, не облагаются налогом на прибыль, а
во-вторых, получение стипендии не предполагает со стороны их получателей
выполнение работ или услуг для нашей
организации?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 ноября 2001 г. N 04-04-07/188
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо по вопросу начисления единого социального налога на суммы благотворительной
или безвозмездной помощи, оказываемой физическим лицам благотворительным фондом
для поддержки науки, образования, культуры и искусства, и сообщает следующее.
В соответствии с п.1 ст.236 гл.24 части
второй Налогового кодекса Российской Федерации "Единый социальный налог
(взнос)" объектом обложения единым социальным налогом являются выплаты и
иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем
основаниям, в том числе:
вознаграждения по договорам гражданско -
правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание
услуг), а также по авторским и лицензионным договорам;
выплаты в виде материальной помощи и иные
безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с
налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско - правового
характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг),
авторским или лицензионным договором.
Таким образом, благотворительная
организация как работодатель, безусловно, является плательщиком единого социального
налога в отношении всех выплат, производимых в пользу своих работников (штатных
и привлекаемых на условиях договоров или без договоров) за выполнение
каких-либо работ.
При этом упомянутая организация не
является плательщиком единого социального налога в отношении тех сумм, которые
не предполагают со стороны их получателей выполнение каких-либо работ или услуг
для этой организации, в связи с чем суммы
благотворительной помощи лицам, не выполняющим работы для благотворительной
организации, не включаются в объект налогообложения для исчисления единого
социального налога (взноса) как на основании положений ст.236, так и на
основании ст.235 Налогового кодекса Российской Федерации (в связи с отсутствием
организации - работодателя).
Одновременно сообщаем, что в настоящее
время Минфином России совместно с заинтересованными министерствами и
государственными социальными внебюджетными фондами разработан законопроект по
внесению изменений и дополнений в гл.24 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации "Единый социальный налог (взнос)".
В указанном законопроекте помимо других
дополнений предлагается исключить из объекта налогообложения для исчисления
единого социального налога выплаты в виде материальной помощи и иные
безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с
налогоплательщиком трудовыми, гражданско - правовыми, авторскими и
лицензионными договорами. Указанная норма приводит в настоящее время к
неправильному толкованию вопроса налогообложения благотворительных и иных
некоммерческих организаций по выплатам, производимым ими безвозмездно в пользу
физических лиц, а также грантов, предоставляемых международными и иностранными
организациями.
При этом следует
отметить, что до внесения вышеуказанных изменений и дополнений в
законодательном порядке Приказом МНС России от 28.04.2001 N БГ-3-07/138 внесены
изменения в Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого
социального налога (взноса), утвержденные Приказом МНС России от 29.12.2000 N
БГ-3-07/465, в соответствии с которыми из текста Рекомендаций исключается абз.4
п.3 следующего содержания: "подлежат налогообложению <единым социальным налогом (взносом)>
выплаты, осуществляемые благотворительными организациями в рамках
благотворительной деятельности, в пользу физических лиц, не связанных с ними
трудовым договором, либо договором гражданско - правового характера, предметом
которых является выполнение работ или оказание услуг, либо авторским или
лицензионным договором, как в денежной, так и в натуральной форме".
Таким образом, по нашему мнению,
стипендиальные выплаты физическим лицам, не являющимся наемными работниками
некоммерческой организации, не облагаются единым социальным налогом (взносом).
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
12.11.2001