Проблемная ситуация: Каков порядок компенсации
расходов на выезд из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей
работникам банка в соответствии со ст.35 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1?
Будут ли уменьшать указанные расходы
налогооблагаемую прибыль банка в 2002 г.?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 ноября 2001 г. N 04-02-03/174
Департаментом налоговой политики
рассмотрено письмо банка о применении ст.35 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 и
сообщается следующее.
Законом Российской
Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и
компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях" (далее - Закон) гарантируется оплата
стоимости проезда работника и членов его семьи и провоза багажа, но не свыше 5
тонн на семью по фактическим расходам, в случае переезда работника к новому
месту жительства в связи с прекращением или
расторжением трудового договора (контракта) по любым основаниям, за исключением
увольнения за виновные действия (ст.35).
При этом ст.4
Закона предусмотрена компенсация за счет консолидированного бюджета Российской
Федерации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных
к ним местностей, только работникам бюджетных учреждений, организаций,
проработавшим в указанных районах и местностях не менее трех лет, пенсионерам,
инвалидам, лицам, потерявшим работу и зарегистрированным в качестве безработных
в этих районах и местностях, а также лицам, проработавшим не менее трех лет на государственных предприятиях, расположенных в
указанных районах и местностях, - 50 процентов произведенных затрат, но не
превышая норм, предусмотренных ст.35 Закона.
Порядок компенсации
расходов на выезд из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей
лицам, работающим на предприятиях негосударственной формы собственности, за
счет средств этих предприятий согласно трудовым соглашениям (контрактам)
установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1992 N
572 "О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего
Севера и приравненных к ним местностей".
Учитывая, что
согласно Комментариям к Закону Российской Федерации "О государственных
гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях" - приложению к Письму
Государственного комитета Российской Федерации по социально - экономическому
развитию Севера от 23.08.1993 N 2028, по тем нормам, которые действовали еще до
введения Закона, порядок финансирования сохранен, расходы на выезд работникам
негосударственных предприятий
компенсируются в указанном порядке.
Таким образом, гарантии на оплату стоимости проезда работников предприятий Крайнего Севера в
случае их переезда к новому месту жительства в связи с прекращением или
расторжением трудового договора (контракта) предусмотрены законодательством.
Порядок компенсации таких расходов установлен Правительством Российской
Федерации.
Согласно ст.422 Гражданского кодекса
Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон
правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам),
действующим в момент его заключения.
Учитывая изложенное, условие оплаты
стоимости проезда работника в случае его переезда к новому месту жительства в
связи с прекращением или расторжением трудового договора (контракта) должно
предусматриваться сторонами при заключении трудового соглашения в обязательном
порядке.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 31.12.1997 N 1664 "О реформировании системы государственной
поддержки районов Севера" повышение ответственности работодателей в
решении социальных проблем районов Севера определено как одно из необходимых
направлений системы государственной поддержки районов Севера. Этим Постановлением Правительства Российской Федерации (п.4)
поручено Министерству труда и социального развития Российской Федерации и ряду
других министерств и ведомств с участием заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации разработать и утвердить рекомендации по заключению трудового договора
(контракта), отражающего специфику регулирования социально - трудовых отношений
в условиях Севера.
В соответствии с разработанными в этой
связи Рекомендациями по заключению трудового договора (контракта), отражающими
специфику регулирования социально - трудовых отношений в условиях Севера,
утвержденными Постановлением Министерства труда и социального развития Российской
Федерации от 23.07.1998 N 29, в трудовом договоре (контракте)
предусматриваются, в частности, права и обязанности работодателя. Права и
обязанности работодателя должны формулироваться в соответствии с требованиями
законодательства, соглашениями и коллективными договорами, действующими в
организации.
Пунктом 5
Рекомендаций определено, что трудовые договоры (контракты), заключаемые с
работниками организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях, должны отражать льготы и компенсации, предоставляемые им в
соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных гарантиях и
компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях". В
частности, должна предусматриваться оплата стоимости проезда работника и членов
его семьи и провоза багажа, но не свыше 5 тонн на семью по фактическим
расходам, в случае переезда работника к постоянному или новому месту жительства
в связи с прекращением или расторжением трудового договора (контракта) по любым
основаниям (за исключением увольнения за виновные действия) (пп."е" п.5).
В качестве источников финансирования
затрат на государственные гарантии законодательством предусмотрены, в
частности, бюджеты субъектов Российской Федерации и местных органов власти.
Учитывая, что
законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации и
представительным органам местного самоуправления предоставлено право
устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы
по налогу на прибыль в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их
бюджеты, вопрос об оказании поддержки предприятиям, производящим
компенсационные выплаты, гарантированные законодательством, может решаться на
уровне субъектов Российской Федерации и на местах.
Кроме того, Постановлением Правительства
Российской Федерации от 31.12.1997 N 1664 "О реформировании системы
государственной поддержки районов Севера" рекомендовано органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации привлекать
средства для финансирования выезда населения из районов Крайнего Севера путем
выпуска целевых облигационных займов.
Главой 25
Налогового кодекса Российской Федерации, принятой Федеральным законом от
06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании
утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах", вступающим в силу с 1 января 2002 г., сняты действующие в настоящее время ограничения при отнесении на
затраты при исчислении налоговой базы тех или иных расходов, связанных с
извлечением прибыли.
Расходами признаются обоснованные
(экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты при условии,
что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение
дохода.
В связи с чем
затраты по оплате стоимости проезда работника и членов его семьи и провоза
багажа, но не свыше 5 тонн на семью по фактическим расходам, в случае переезда
работника к постоянному или новому месту жительства в связи с прекращением или
расторжением трудового договора (контракта) по любым основаниям (за исключением
увольнения за виновные действия), предусмотренные трудовым договором, будут
приниматься как расходы, связанные с производством и
(или) реализацией, в составе расходов на оплату труда как "другие виды
расходов, произведенные в пользу работника, предусмотренные трудовым договором
и (или) коллективным договором".
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
16.11.2001