Проблемная ситуация: Российское объединение инкассации
(РОСИНКАС), оказывая банкам охранные услуги на основании заключенных договоров
(в том числе по охране зданий), выполняет функции юридического лица с особыми
уставными задачами, перечень которых содержится в Федеральном законе "Об
оружии". Поэтому, по нашему мнению, охранная деятельность РОСИНКАС не
регулируется Законом РФ "О частной детективной и охранной деятельности в
РФ" и не требует лицензирования. В связи с этим возможно ли внесение
изменений в п.54 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы
для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями,
утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 490, в отношении
отнесения на себестоимость охранных услуг организаций, имеющих лицензии на
занятие охранной деятельностью?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 ноября 2001 г. N 04-02-05/5/31
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо по вопросу правомерности оказания территориальными управлениями
Российского объединения инкассации услуг по охране зданий коммерческих банков
на основании заключенных договоров и по существу вопроса сообщает следующее.
Пунктом 54
Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога
на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.1994 N 490,
установлено, что в себестоимость банковских услуг включаются расходы на
содержание пожарной и сторожевой охраны, включая оплату услуг по охране в
соответствии с договорами, заключенными банками с вневедомственной охраной
Министерства внутренних дел Российской Федерации, иными специализированными организациями, имеющими лицензии на
занятие охранной деятельностью.
В соответствии с нормами Закона
Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и
охранной деятельности в Российской Федерации" оказание охранных услуг на
договорной основе разрешается только предприятиям, специально учреждаемым для
их выполнения. Данные предприятия обязаны иметь соответствующие лицензии,
выдаваемые органами внутренних дел. Юридическим лицам, не имеющим статуса
частного охранного предприятия, запрещено оказывать данные услуги.
Исходя из этого
Государственной налоговой службой Российской Федерации в Письме от 27.07.1998 N
СШ-6-05/467@ было разъяснено, что в связи с отсутствием у Российского
объединения инкассации лицензии на проведение охранной деятельности,
обязательной для осуществления охранной деятельности, оплата услуг по охране в
соответствии с договорами, заключенными Российским объединением инкассации с
коммерческими банками, не включается в состав расходов банков, учитываемых при
расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога
на прибыль.
В связи с началом работы над главой
"Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса
Российской Федерации вопрос о внесении изменений в Положение об особенностях
определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и
другими кредитными учреждениями, утвержденное Постановлением Правительства
Российской Федерации от 16.05.1994 N 490, утратил свою актуальность.
Федеральным законом
от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании
утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах" часть вторая Налогового кодекса Российской
Федерации дополнена гл.25 "Налог на прибыль
организаций", вступающей в действие с 1 января
2002 г.
В соответствии со ст.252 гл.25 Налогового
кодекса Российской Федерации расходами налогоплательщика признаются
обоснованные и документально подтвержденные затраты.
Так, в соответствии
с пп.6 п.1 ст.264 к прочим расходам относятся расходы на оплату услуг по охране
имущества, иной охранной деятельности, а также расходы на содержание
собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты
банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей (за
исключением расходов на экипировку, приобретение оружия и иных специальных
средств защиты).
Одновременно сообщаем, что с 2002 г.
вступают в силу нормы Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О
лицензировании отдельных видов деятельности", предусматривающие, что
лицензированию подлежит негосударственная (частная) охранная деятельность.
Мнение Департамента налоговой политики по
указанному вопросу доведено до сведения Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
16.11.2001