Проблемная ситуация: С вводом в действие гл.21 НК РФ с
01.01.2001 российские перевозчики не имеют возможности применения ставки 0% по
НДС в связи с невозможностью представления копии
грузовой таможенной декларации, указанной в ст.165 НК РФ в качестве документа,
подтверждающего правомерность применения данной ставки.
В результате российские транспортные
предприятия, обеспечивающие перевозку внешнеторговых и транзитных грузов,
находятся в неравных условиях с иностранными конкурентами.
В связи с этим возможно ли исключение
грузовой таможенной декларации из перечня документов в ст.165 НК РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 ноября 2001 г. N 04-03-01/188
В связи с поручением Правительства
Российской Федерации Минфин России рассмотрел Ваше обращение по вопросу
документального подтверждения правомерности применения ставки налога на
добавленную стоимость в размере 0 процентов организациями, оказывающими услуги
по транспортировке товаров, и сообщает следующее.
В соответствии с пп.2 п.1 ст.164 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации услуг по
транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации
товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими
перевозчиками, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере
0 процентов. Кроме того, согласно пп.3 п.1 указанной статьи по ставке налога на
добавленную стоимость в размере 0 процентов облагаются операции по реализации
услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через
таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный
режим транзита через указанную территорию. Операции по реализации услуг по
транспортировке товаров, помещенных под иные таможенные режимы, облагаются налогом
на добавленную стоимость по ставке в размере 20 процентов.
Согласно п.4 ст.165 Кодекса ставка налога
на добавленную стоимость в размере 0 процентов при оказании вышеназванных услуг
предоставляется на основании перечня необходимых документов, в том числе
грузовой таможенной декларации (ее копии) с отметками таможенных органов. При
этом следует отметить, что из всех перечисленных в данном перечне документов
только в грузовой таможенной декларации предусмотрено отражение сведений о
заявленном таможенном режиме перевозимых товаров.
Принятие положительного решения по
вопросу исключения из перечня указанных документов грузовой таможенной
декларации (ее копии) приведет к неправомерному применению ставки налога на
добавленную стоимость в размере 0 процентов при оказании услуг по
транспортировке товаров, помещенных под таможенные режимы, отличные от экспорта
и выпуска для свободного обращения.
В соответствии со ст.169 Таможенного
кодекса Российской Федерации форма и порядок декларирования, а также перечень
сведений, необходимых для таможенных целей, определяется ГТК России.
Согласно Приказу
ГТК России от 20 мая 1996 г. N 304 и в соответствии с п.2 Письма ГТК России от
30 сентября 1998 г. N 01-15/20413 "О документах, используемых в качестве
таможенных деклараций" при заявлении таможенного режима транзита (за
исключением перевозок по процедуре МДП) в качестве таможенной декларации
используется документ контроля за доставкой товаров.
Учитывая изложенное, при документальном
подтверждении факта оказания услуг по перевозке товаров, помещенных под
таможенный режим транзита, в налоговые органы вместо грузовой таможенной
декларации (ее копии), по нашему мнению, возможно
представлять документ контроля за доставкой товаров с отметками таможенных
органов отправления и назначения.
Что касается услуг по транспортировке
товаров, экспортируемых за пределы территории Российской Федерации, и товаров,
импортируемых в Российскую Федерацию, оказываемых иностранными перевозчиками,
то в соответствии с пп.2 п.1 ст.164 Кодекса такие услуги облагаются налогом на
добавленную стоимость в Российской Федерации. При этом в случае, если
иностранные перевозчики не состоят на учете в налоговых органах Российской
Федерации, то согласно ст.161 Кодекса налог уплачивается российскими
налогоплательщиками по ставке налога в размере 16,67 процента от стоимости
услуг иностранных перевозчиков.
Таким образом, содержащееся в Вашем
обращении утверждение о преимуществах иностранных перевозчиков по сравнению с
российскими перевозчиками в части порядка налогообложения налогом на
добавленную стоимость, по нашему мнению, не обосновано.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
М.А.МОТОРИН
20.11.2001