Проблемная ситуация: Просим разъяснить порядок
применения ст.214.1 НК РФ в отношении предоставления физическим лицам налоговых
вычетов по операциям с ценными бумагами.
1. Правильно ли мы считаем, что при
определении налоговой базы в отношении доходов от реализации ценных бумаг
предоставляется вычет в размере фактических расходов на их приобретение,
предусмотренный ст.214.1 НК РФ?
2. В случае отсутствия заявления налогоплательщика
о предоставлении имущественного налогового вычета может ли налоговый агент
самостоятельно предоставить имущественный налоговый вычет налогоплательщику?
3. В отношении доходов по сделкам,
совершенным в пользу налогоплательщика с 01.01.2001 до 03.07.2001, при
отсутствии заявления налогоплательщика о представлении ему имущественного
налогового вычета вправе ли налоговый агент ограничиться лишь предоставлением
сведений о сумме доходов в налоговый орган?
4. Обязан ли налогоплательщик подавать
налоговому агенту заявление о том, что он собирается получить имущественный
налоговый вычет в налоговом органе при подаче налоговой декларации?
5. Предоставляется ли имущественный
налоговый вычет на доходы, полученные физическим лицом от продажи организации
собственного векселя? Ведь такая сделка может быть совершена с целью получения
физическим лицом от организации заемных средств и ухода от налогообложения с
суммы материальной выгоды.
6. В случае, когда
находившиеся в собственности физического лица акции обменивались на новые акции
(при реорганизации акционерного общества), а затем новые акции были проданы, с
какой даты определять трехлетний период нахождения в собственности
реализованных ценных бумаг?
7. Применяется ли в отношении доходов,
полученных физическими лицами в 2001 г. по операциям с ценными бумагами,
льгота, предусмотренная Законом г. Москвы от 02.07.1997 N 26?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 ноября 2001 г. N 04-04-06/474
Министерство финансов Российской
Федерации рассмотрело Ваше обращение по вопросам применения положений ст.214.1
Налогового кодекса Российской Федерации и сообщает следующее.
1 - 4. Согласно положениям ст.210
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для доходов,
облагаемых по ставке 13%, налоговая база определяется как денежное выражение
таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых
вычетов, предусмотренных ст.ст.218 - 221 Кодекса. Поэтому при определении
налоговой базы в отношении доходов от реализации ценных бумаг не может
предоставляться вычет в размере фактических расходов на их приобретение,
предусмотренный ст.214.1 Кодекса. В данном случае налогоплательщику может быть
предоставлен имущественный налоговый вычет, установленный ст.220 Кодекса.
В соответствии с п.3 ст.214.1 Кодекса при
наличии нескольких источников выплаты дохода имущественный налоговый вычет
предоставляется только у одного источника выплаты дохода по выбору
налогоплательщика. Для того чтобы исключить предоставление такого вычета
несколькими источниками выплаты дохода и с целью реализации предоставленного
налогоплательщику права выбора, по нашему мнению, следует предоставлять
имущественный налоговый вычет на основании письменного заявления
налогоплательщика. Если же налогоплательщик не подает такое заявление
налоговому агенту, то налоговый агент не должен самостоятельно предоставлять
имущественный налоговый вычет налогоплательщику.
Что касается доходов по сделкам,
совершенным в пользу налогоплательщика с 1 января 2001 г. до 3 июля 2001 г., то
при отсутствии заявления налогоплательщика о предоставлении ему имущественного
налогового вычета налоговый агент должен лишь представить в налоговый орган
необходимые сведения о сумме дохода, полученного от него налогоплательщиком.
При этом налогоплательщик не обязан
подавать налоговому агенту заявление о том, что он собирается получить
имущественный налоговый вычет в налоговом органе при подаче налоговой
декларации.
5. Положения ст.ст.214.1 и 220 Кодекса не
содержат каких-либо исключений в отношении доходов, полученных по операциям с
векселями. Поэтому в случае продажи физическим лицом организации собственного
векселя доход от продажи может быть уменьшен на сумму имущественного налогового
вычета независимо от того, что в действительности такая сделка совершена с целью
получения физическим лицом от организации заемных средств и ухода от
налогообложения с суммы материальной выгоды.
6. В случае, когда
находившиеся в собственности физического лица акции обменивались на новые акции
(при реорганизации акционерного общества), а затем новые акции были проданы,
трехлетний период нахождения в собственности реализованных ценных бумаг
необходимо определять с даты получения физическим лицом новых акций.
7. Законом г. Москвы от 02.07.1997 N 26
(с изменениями и дополнениями) были установлены льготы по подоходному налогу с
физических лиц.
Налог на доходы физических лиц отличается
от ранее действовавшего подоходного налога не только по названию, у этих
налогов принципиально разные элементы налогообложения. Налоговым кодексом не
предусмотрена возможность распространения льготы по одному налогу на другой
налог. В связи с этим полагаем, что предусмотренная в вышеназванном Законе г.
Москвы льгота в отношении доходов, полученных физическими лицами в 2001 г. по
операциям с ценными бумагами, применяться не должна.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
М.А.МОТОРИН
20.11.2001
Приложение
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
2 июля 1997 г. N 26
О ЛЬГОТАХ ПО ПОДОХОДНОМУ
НАЛОГУ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
(извлечение)
"Статья 1. Льготы по подоходному
налогу
(в ред. Закона г. Москвы от 14.06.2000 N
16)
2. В совокупный доход,
полученный в налогооблагаемый период физическими лицами, являющимися клиентами
организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг, перечень которых
утверждается Московским региональным отделением Федеральной комиссии по рынку
ценных бумаг, не включаются суммы дохода, получаемые от следующих видов
операций с ценными бумагами, процедура эмиссии, условия размещения и обращения
которых регулируются Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О
рынке ценных бумаг", и допущенными к
обращению через организаторов торговли, имеющих лицензию Федеральной комиссии
по рынку ценных бумаг:
а) продажа ценных бумаг через
профессиональных участников рынка ценных бумаг по договорам комиссии и
поручения;
б) операции доверительного управления
через профессиональных участников рынка ценных бумаг по договорам
доверительного управления ценными бумагами."