Проблемная ситуация: Банк, выступающий брокером по
договорам поручения и комиссии, продает ценные бумаги по поручению физического
лица.
1. Должен ли брокер как налоговый агент
удержать и перечислить налог на доходы в бюджет, а также представить в
налоговый орган необходимые сведения либо он может ограничиться только
представлением в налоговый орган сведений о сумме выплаченных им физическому
лицу доходов?
2. Какие документы, подтверждающие
расходы, связанные с приобретением ценных бумаг, должен истребовать брокер у
физического лица при исчислении налога на доходы физических лиц?
3. Банк, выступающий брокером по
договорам поручения и комиссии, осуществляет сделки купли - продажи ценных
бумаг по поручению иностранного юридического лица. Образует ли указанная
деятельность брокера состав постоянного представительства нерезидента?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 ноября 2001 г. N 04-04-06/484
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо и сообщает следующее.
1, 2. В соответствии с Федеральным
законом от 30.05.2001 N 71-ФЗ, вступившим в силу с 3 июля 2001 г., гл.23
"Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса
Российской Федерации была дополнена ст.214.1, устанавливающей режим
налогообложения доходов физических лиц по операциям с ценными бумагами. Поэтому
порядок налогообложения доходов физических лиц, полученных в 2001 г. от
операций с ценными бумагами, зависит в том числе и от
даты получения таких доходов.
В зависимости от
того, когда физическим лицом был получен доход по операциям с ценными бумагами
(до 3 июля 2001 г. или после), брокер как налоговый агент должен удержать и
перечислить налог на доходы в бюджет, а также представить в налоговый орган
необходимые сведения, либо он может ограничиться только представлением в
налоговый орган сведений о сумме выплаченных им физическому лицу доходов.
В том случае если
брокером были совершены сделки в пользу налогоплательщика - физического лица
(на основании заключенного с ним договора комиссии или поручения) до 3 июля
2001 г. и после этого другие сделки брокером в пользу этого налогоплательщика
не совершались, то брокер должен представить в налоговый орган сведения о сумме
дохода, полученного от него налогоплательщиком, по форме N 2-НДФЛ. Расчет налоговой базы и удержание налога брокер в данном случае не
производит.
Если же брокером в пользу физического
лица совершались сделки в период как до вступления в силу вышеназванного
Федерального закона, так и после (а также в случае, если сделки совершались начиная с 3 июля 2001 г.), то брокер - налоговый
агент с учетом положений ст.214.1 Налогового кодекса определяет налоговую базу,
исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет налог, а также представляет в
налоговый орган соответствующие сведения, предусмотренные ст.230 Налогового
кодекса.
При невозможности удержать налог
(например, в том случае, когда доход по сделке купли - продажи поступает на
счет физического лица непосредственно от покупателя ценных бумаг) брокер -
налоговый агент должен сообщить об этом в налоговый орган согласно п.5 ст.226
Налогового кодекса.
Что касается
документального подтверждения расходов физического лица, связанных с
приобретением ценных бумаг, то в качестве подтверждающих документов
налогоплательщиком могут быть представлены такие документы, как договор купли -
продажи ценных бумаг, договор на брокерское обслуживание, на основании которого
брокером в интересах физического лица были приобретены ценные бумаги, платежные
документы, а также другие подтверждающие документы.
3. Согласно п.1.5
Инструкции Госналогслужбы России от 16.06.1995 N 34 "О налогообложении
прибыли и доходов иностранных юридических лиц" в том случае, если
российская организация (банк) осуществляет брокерскую деятельность по договорам
поручения и комиссии, заключенным с иностранным юридическим лицом, в рамках
своей основной (обычной) деятельности, то такая организация не рассматривается
как постоянное представительство иностранного юридического лица.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ
30.11.2001