Проблемная ситуация: Согласно ст.41 Бюджетного кодекса
РФ (БК РФ) доходы от использования имущества, находящегося в государственной
или муниципальной собственности, а также доходы от платных услуг, оказываемых
бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ,
органов местного самоуправления, относятся к неналоговым доходам бюджетов.
В соответствии со
ст.42 БК РФ "доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской
и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете
доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах
соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в
государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания
платных услуг". При этом согласно
ст.55 БК РФ "в доходы бюджетов субъектов РФ полностью поступают доходы от
использования имущества, находящегося в собственности субъектов Российской
Федерации, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями,
находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ".
Вместе с тем согласно гл.25 части второй
НК РФ указанные доходы подлежат включению в налоговую базу бюджетных учреждений
в общеустановленном порядке. При этом налоговым законодательством прямо не
предусмотрены особенности формирования указанных доходов и расходов бюджетных
учреждений с учетом норм, установленных бюджетным законодательством.
В целях приведения налогового
законодательства в соответствие с бюджетным законодательством просим внести
изменения в абз.1 п.2 ст.251 НК РФ.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 декабря 2001 г. N 04-02-03/181
Министерством финансов Российской
Федерации рассмотрено Ваше письмо по вопросу налогообложения доходов бюджетных
учреждений, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход
деятельности, и сообщается следующее.
Согласно ст.41 Бюджетного кодекса
Российской Федерации доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями,
находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, относятся к неналоговым доходам.
Согласно ст.42
указанного Кодекса доходы бюджетного учреждения, полученные от
предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме
учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в
доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества,
находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы
от оказания платных услуг.
Статьей 39 Бюджетного кодекса Российской
Федерации, введенного в действие с 1 января 2000 г., установлено, что доходы
бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством
Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о
налогах и сборах согласно Налоговому кодексу Российской Федерации состоит из
указанного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о
налогах и сборах (п.1 ст.1 Кодекса).
Каждое лицо должно уплачивать законно
установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается
на признании всеобщности и равенства налогообложения (п.1 ст.3 Кодекса).
Таким образом, при рассмотрении вопроса о
налогообложении доходов, полученных бюджетными организациями от
предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, следует
руководствоваться законодательством о налогах и сборах.
С 1 января 2002 г. вступает в действие
гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской
Федерации.
Согласно ст.246 указанной главы
налогоплательщиками налога на прибыль признаются российские организации,
иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской
Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от
источников в Российской Федерации.
Объектом налогообложения по налогу на
прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. В
частности, для российских налогоплательщиков прибылью признается полученный
доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в
соответствии с Кодексом (ст.247 Кодекса).
Таким образом, согласно Налоговому
кодексу Российской Федерации все российские организации (в том числе и бюджетные
учреждения), получающие доход, являются плательщиками налога на прибыль.
Учитывая изложенное,
вносить изменения в абз.1 п.2 ст.251 Налогового кодекса Российской Федерации
нет оснований.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
11.12.2001