Проблемная ситуация: Негосударственное образовательное
учреждение (именуемое далее - НОУ) занимается оказанием образовательных услуг
путем организации и проведения курсов прикладной математики для иногородних
студентов с циклом обучения 1 - 2 года и численностью слушателей не более 10
человек.
НОУ было принято решение о переходе от
применения при расчетах с населением контрольно - кассовой машины к
использованию бланков строгой отчетности (форма утверждена Письмом Минфина
России от 20.04.1995 N 16-00-30-35). Однако налоговая инспекция отказала в
регистрации бланков строгой отчетности со ссылкой на то, что для
образовательных услуг форма бланков строгой отчетности еще не утверждена, а
рекомендация использовать форму квитанции, утвержденную Письмом Минфина России
N 16-00-30-35, не является достаточным основанием для их использования.
Просьба разъяснить, какими документами
следует руководствоваться при принятии решения об использовании форм бланков
строгой отчетности при оказании образовательных услуг.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 декабря 2001 г. N 04-01-20
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо и по согласованию с Департаментом методологии бухгалтерского учета
сообщает следующее.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745 установлено, что
организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные
подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица) в части оказания услуг
населению могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения
контрольно - кассовых машин при условии выдачи ими документов строгой
отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной
экспертной комиссией по контрольно - кассовым машинам.
В соответствии с п.2 вышеназванного
Постановления Минфин России утверждает бланки строгой
отчетности и доводит их до сведения организаций.
В настоящее время Минфином России ведется
работа по подготовке порядка, регламентирующего изготовление, учет,
регистрацию, хранение, применение и уничтожение бланков строгой отчетности в
целях их унификации.
В связи с этим до момента утверждения
вышеуказанного порядка юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в
случае оказания ими услуг рекомендуется при расчетах с населением использовать
в качестве бланка строгой отчетности форму квитанции, утвержденную в
установленном порядке Минфином России.
Форма квитанции, утвержденная Письмом
Минфина России от 20.04.1995 N 16-00-30-35 для службы лесного хозяйства
Российской Федерации, доводилась Минфином России Министерству образования
Российской Федерации Письмом от 11.04.2000 N 16-00-24-34 как бланк строгой
отчетности, используемый для расчетов с населением при оказании образовательных
услуг.
В связи с изложенным организациям,
оказывающим услуги в сфере образования, следует руководствоваться указанным
Письмом.
Одновременно сообщаем, что в отличие от
контрольно - кассовых машин регистрация документов строгой отчетности в
налоговых органах действующим законодательством не предусмотрена.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
20.12.2001