Проблемная ситуация: Администрация и собрание
представителей города в связи с критическим положением, сложившимся в экономике
города, предлагает:
-пересмотреть отдельные положения Указа N
65 от 19.01.96 в части полной отмены начисления пени и штрафов в бюджет и
внебюджетные фонды, т. к. они достигли таких размеров, при которых перестали
играть регулирующую и стабилизирующую роль;
-данный Указ должен быть предварен
Программой выхода из кризиса и мерами поддержки товаропроизводителей, в
противном случае ситуация повторится даже при полной отмене пени и штрафов;
-запретить предприятиям открытие
дополнительных расчетных счетов;
-не допустить отмены бронирования средств
или снижения их размеров на текущих счетах предприятий для выплаты зарплаты и
других неотложных нужд;
-снизить ставку НДС, т. к. его размер
резко увеличивает себестоимость в производстве;
-делегировать местной администрации и
казначейству право проведения взаимозачета по объектам и организациям,
финансируемым из федерального бюджета, на сумму задолженности по налогам.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 мая 1996 г. N 4-01-10
Департамент налоговых реформ рассмотрел
обращение главы местного самоуправления и собрания представителей города в
связи с критическим положением, сложившимся в экономике города, и сообщает
следующее.
Учитывая тяжелейшее финансовое состояние
предприятий-товаропроизводителей, органами государственной власти Российской
Федерации в последнее время был предпринят ряд мер, направленных на
стабилизацию организаций и предприятий-товаропроизводителей и укрепление их
экономического положения.
Одной из таких мер было введение, начиная
с 1994 г., временного порядка резервирования средств предприятий
и организаций, поступающих на их расчетные (текущие) счета для выплаты
заработной платы своим работникам и на иные неотложные нужды. Данный порядок
просуществовал в течение почти 2-летнего срока и, как следует из письма
представителей города и других фактических данных, не разрешив саму проблему
неплатежей по заработной плате, нанес значительный ущерб бюджетной и налоговой
системам.
За указанный период резко возросла
задолженность по уплате налогов и иных приравненных к ним платежей в бюджеты
всех уровней, что в свою очередь оказало негативные последствия на выполнение
государственных социально-экономических программ, выплату заработной платы
работникам бюджетной сферы, на финансирование за счет бюджетных средств
государственных заказов и т.д.
Поэтому, принимая
во внимание тот факт, что 2-летнее существование временного порядка
резервирования средств на заработную плату не разрешило остроты напряженности с
неплатежами по заработной плате и значительно ухудшило собираемость налоговых
платежей и исполнение доходной части бюджетов всех уровней, Министерство
финансов Российской Федерации не считает экономически целесообразным дальнейшую
пролонгацию порядка бронирования средств на расчетных (текущих) счетах на
выплату заработной платы и иные
неотложные нужды для всех категорий организаций-налогоплательщиков, занятых в
сфере материального производства, сузив их круг только организациями,
осуществляющими производство продукции (услуг) для федеральных государственных
нужд, в случае задержки финансирования их деятельности из бюджета.
Кроме того, в соответствии с Письмом
Центрального банка России от 01.03.96 N 245 выдача денежных средств на
неотложные нужды не производится.
Введение в действие Указа Президента
Российской Федерации от 19.01.96 N 65 также вызвано в первую очередь
настойчивыми требованиями товаропроизводителей в связи с существующим
критическим состоянием предприятий и организаций по уплате налогов в бюджеты и
направлено на разрешение текущих финансовых проблем организаций и предприятий,
на укрепление их расчетно-платежной дисциплины. В то же время действие данного
Указа окажет определенное негативное влияние на проблему собираемости налоговых
платежей в связи со значительными суммами предоставленных отсрочек по задолженности,
начисленным пеням и штрафам на сравнительно длительный период (до 2003 года).
Принимая во внимание наличие огромного
бюджетного дефицита и рост налоговых неплатежей во все уровни бюджетов, в
настоящее время вносить предложения о полной отмене начисления пени и штрафов в
бюджет не представляется экономически возможным.
Что касается
предложения о разрешении предприятиям и организациям на открытие только одного
расчетного счета, то следует иметь в виду, что Министерство финансов Российской
Федерации совместно с заинтересованными ведомствами (ГНС России, ЦБ России и
другие) в настоящее время подготавливает проект Указа Президента Российской
Федерации "О мерах по повышению собираемости налогов и обязательных
платежей в государственные внебюджетные фонды, а также по упорядочению наличного и безналичного денежного обращения", в котором
предлагается обязательное открытие единого расчетного (текущего) рублевого
счета для осуществления расчетов по хозяйственным операциям как для налогоплательщиков-юридических лиц, так и для физических
лиц, занимающихся предпринимательской или иной деятельностью без образования
юридического лица.
Предложение о снижении размера налога на
добавленную стоимость, по мнению авторов письма резко увеличивающего
себестоимость производства, не может быть поддержано, принимая во внимание
наличие бюджетного дефицита и отсутствие непосредственного влияния НДС на рост
себестоимости продукции.
По вопросам
проведения взаимозачетов предприятиям и организациям следует руководствоваться
положениями Постановлений Правительства Российской Федерации от 02.02.96 N 79
"О проведении зачета задолженности по налогам и другим платежам в
федеральный бюджет при финансировании расходов из федерального бюджета" и
от 01.04.96 N 481 "Об упорядочении расчетов по осуществлению налоговых и
других платежей предприятий и организаций-налогоплательщиков в федеральный
бюджет, включая погашение задолженности по ним".
13.05.96 Руководитель Департамента
налоговых реформ
А.И.ИВАНЕЕВ