Проблемная ситуация: Каков порядок учета в целях
налогообложения прибыли в 2001 и 2002 гг. выплат по районным коэффициентам к
заработной плате работников, занятых в районах Крайнего Севера и приравненных к
ним местностях, предусмотренных законодательством Российской Федерации?
Каков порядок учета для целей
налогообложения районных коэффициентов к заработной плате, установленных
законодательным актом субъекта РФ, если они превышают районные коэффициенты,
установленные федеральным законодательством?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 января 2002 г. N 04-02-06/4/6
Министерством финансов Российской
Федерации рассмотрено письмо по вопросу учета при налогообложении прибыли
выплат по районным коэффициентам к заработной плате работников, занятых в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и сообщается следующее.
Законом Российской
Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и
компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях" (в ред. Указа Президента Российской
Федерации от 24.12.1993 N 2288 "О мерах по приведению законодательства
Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации")
определено, что районные коэффициенты к заработной плате устанавливаются
законодательным органом Российской Федерации
по представлению Правительства Российской Федерации.
В соответствии с
п.7 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ,
услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке
формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N
552, с учетом изменений и дополнений, надбавки к заработной плате, предусмотренные
законодательством за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включаются
в себестоимость продукции в составе затрат на оплату труда.
Так как до
настоящего времени районные коэффициенты к заработной плате работников районов
Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и порядок их начисления не
утверждены в определенном законодательством порядке, указанные коэффициенты
применяются в размерах, установленных Постановлением Государственного комитета
по вопросам труда и заработной платы при Совете Министров СССР и Секретариата
ВЦСПС от 05.03.1960 N 298/8 (за исключением субъектов Российской Федерации, где районные коэффициенты установлены
решениями Правительства Российской Федерации).
Выплаты по районным коэффициентам к
заработной плате работников, установленные в централизованном порядке
(названным Постановлением (решениями Правительства Российской Федерации)),
включаются в себестоимость продукции в составе затрат на оплату труда.
В соответствии с
гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 1 января
2002 г., к расходам на оплату труда, принимаемым в целях налогообложения в
составе расходов, связанных с производством и реализацией, относятся, в
частности, надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации за
непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях, в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно - климатическими условиями.
Постановлением Совета Министров РСФСР от
04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально - экономическому развитию
районов Севера" предоставлено право представительным органам субъектов
Российской Федерации по согласованию с соответствующими профсоюзными органами
устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ,
город, район) минимальных и максимальных размеров коэффициентов. Затраты на
указанные цели осуществляются за счет средств предприятий
и организаций и бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Таким образом, возникающая разница
(дополнительные затраты) между районными коэффициентами при применении порядка,
предусмотренного Постановлением Совета Министров РСФСР, должна финансироваться
из средств предприятий и организаций, остающихся после
налогообложения, из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов
и не должна уменьшать налоговую базу для исчисления налога на прибыль.
Одновременно
сообщается, что принятие в целях налогообложения дополнительных затрат,
связанных с установлением повышенных районных коэффициентов к заработной плате
по сравнению с централизованно установленными, повлечет за собой изменение
действующего порядка налогообложения прибыли и, как следствие, уменьшение
платежей по налогу на прибыль в бюджеты всех уровней, что не предусмотрено
федеральным бюджетом как на 2001 г., так и на 2002 г.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
14.01.2002