Проблемная ситуация: Правомерны ли действия налоговых
органов в отношении наложения штрафов и пеней (превышающих основной долг по
налогам в 2 - 3 раза) на малые предприятия, вовремя не уплатившие налоги по
независящим от них причинам? Существуют ли какие-либо особенности
налогообложения прибыли малых предприятий с годовой выручкой до 500 - 600 тыс.
руб.?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 января 2002 г. N 04-01-10/1-04
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо и сообщает следующее.
Согласно ст.23 Налогового кодекса
Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные
налоги.
Если нарушен срок уплаты налога и сбора,
налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных
Налоговым кодексом.
В соответствии со ст.106 налоговым
правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение
законодательства о налогах и сборах) деяние налогоплательщика, за которое
настоящим Кодексом установлена ответственность (налоговые санкции).
Однако никто не может быть привлечен к
ответственности за нарушение налогового правонарушения иначе, как по основаниям
и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом.
Кроме того, ст.21 предусмотрено, что
налогоплательщик имеет право обжаловать в установленном порядке акты налоговых
органов и действия (бездействие) их должностных лиц.
Учитывая вышеизложенное, полагаем, что
Ваши обвинения относительно произвола чиновников налоговой инспекции и
действующего законодательства несколько преувеличены, так как действующее
налоговое законодательство и, в частности, Налоговый кодекс Российской
Федерации направлены на защиту налогоплательщика и на равную ответственность
перед законом.
Что касается налогообложения малых
предприятий с годовой выручкой до 500 - 600 тыс. руб., то сообщаем, что
особенностей налогообложения прибыли субъектов малого предпринимательства в
зависимости от объема выпуска (реализации) товаров Законом Российской Федерации
"О налоге на прибыль предприятий и организаций" не установлено.
Начиная с января 2002 г. налогообложение
прибыли осуществляется в соответствии с гл.25 "Налог на прибыль
организаций" Налогового кодекса Российской Федерации.
Этой главой снижаются ставки налога на
прибыль с одновременной отменой налоговых льгот и налоговых вычетов (включая
ранее действовавшую льготу по освобождению от налогообложения прибыли малых
предприятий в первые два года и снижению ставки налога на прибыль в третий и
четвертый годы работы).
Установлена единая ставка налога на
прибыль в размере 24 процентов для всех налогоплательщиков (включая малые
предприятия).
Главой 25 Налогового кодекса Российской
Федерации предусмотрен переход на обязательное применение метода начисления для
определения момента принятия доходов и расходов всеми организациями. Вместе с
тем возможность применения кассового метода сохранена для организаций, у
которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручка от реализации
товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и налога с
продаж не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.
В отличие от других налогоплательщиков
(уплачивающих налог на прибыль ежемесячно), для организаций, у которых за
предыдущие четыре квартала выручка от реализации не превышала в среднем трех
миллионов рублей за каждый квартал, установлен льготный порядок уплаты налога
ежеквартально.
В части косвенных налогов (НДС, акцизы,
налог с продаж) действующим законодательством по налогам и сборам исключений из
общеустановленного порядка налогообложения для предприятий малого бизнеса не
предусмотрено независимо от объемов выручки от реализации товаров, работ и
услуг.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
18.01.2002